Разделы

Бизнес Законодательство Инвестиции и M&A Телеком Маркет

«Альфа-групп» спрятала акции Tukrcell по методу Ходорковского

Владельцы «Альфа-групп» передают спорный пакет акций сотового оператора Turkccell в специально созданные голландские штихтинги. К использованию штихтингов для защиты своих зарубежных активов ранее прибегала нефтяная компания ЮКОС.

Новый ход владельцев «Альфа-групп»

Компания LetterOne (создана владельцами «Альфа-групп», в том числе, для управления телекоммуникационными активами) «прячет» спорный пакет акций турецкого сотового оператора Turkcell. Об этом говорится в материалах оператора, размещенных на сайте Американской комиссии по ценным бумагам (SEC).

Сейчас LetterOne владеет 49% акций оффшора с Британских Виргинских островов Cukurova Telecom Holdings (CTH), которому принадлежат 53% акций «буферной» структуры Turkcell Holdings. Она, в свою очередь, владеет 51% акций Turkcell. 51% акций CTH принадлежат турецкой группе Cukurova, 49% акций Turkcell Holdings – шведско-финской TeliaSonera (в совокупности скандинавы владеют 38% акций Turkcell).

С 2007 г. «Альфа-групп» пытается отсудить этот пакет акций у Cukurova, так как он был заложен по выданному россиянами кредиту на $1,7 млрд. Однако в 2014 г. международный суд позволил Cukurova расплатиться с «Альфа-групп», сохранив за собой акции Turkcell. С этой целью Cukurova взяла кредит у государственного банка Zirat Bankasi.

В 2015 г. россияне предприняли новый ход: LetterOne выдвинула Cukurova оферту на выкуп ее доли в Turkcell за $2,8 млрд. Согласно акционерному соглашению CTH, такая оферта допустима, если между акционерами идут непреодолимые разногласия. Cukurova не ответила в положенный срок на оферту россиян, что дает LetterOne право выкупить этот пакет. Правда, Cukurova подала иск в Лондонский арбитраж, пытаясь, со своей стороны, принудить LetterOne продать свою долю Turkcell за $2 млрд.


«Альфа-групп» спрятала спорный пакет акций Turkccell в голландских штихтингах, как это делали с акциями ЮКОСа их владельцы

Спрятаться в Голландии

Теперь же, согласно обнародованной Turkcell информации, как только LetterOne получит долю Cukurova в CTH, россияне передадут ее трем специально созданным в Голландии трастам (штихтингам) - Strategic Technology Stichting, Telecom and Technology Stichting и Operational Technology Stichting. Каждый из них будет владеть по 17 акций CTH класса «B» (всего LetterOne должна получить 51 акций CTH данного класса).

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

штихтинг – это особая форма собственности, предусмотренная законодательством Нидерландов. штихтинг не имеет участников и создается для специальных целей, не связанных с получением доходов. В договорах между штихтингами и LetterOne указано, что целью данных структур является защита интересов россиян в Turkcell.

штихтинги обязались, после получения акций CTH, изменить совет директоров этой компании и аннулировать акционерное соглашение. Также двое из трех штихтингов обменяют акции CTH класса «B» на акции двух новых типов – «C» и «D». LetterOne, со своей стороны, получат от штихтингов депозитарные расписки на переданные им акции CTH. Механизм возврата россиянами акций CTH в опубликованной на SEC части договоров не обозначен. В LetterOne не ответили на запрос CNews.

Метод Ходорковского

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Благодаря использованию штихтингов LetterOne не считается собственником помещенных в них акций Turkcell. Это усилит позиции россиян в борьбе за данный пакет, в то время, как на акции Turkcell также претендуют власти Турции (они уже назначают большинство совета директоров оператора) и TeliaSonera (она еще в 2007 г. выиграла с Cukurova суд за все принадлежащие CTH акции Turkcell).

К использованию штихтингов прибегал создатель нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский во время конфликта с российскими властями. В голландские штихтинги были переведены зарубежные активы ЮКОС’а. В результате, конфисковав российское имущество ЮКОС, власти России не смогли добраться до зарубежной собственности нефтяной компании.

Игорь Королев