Разделы

Безопасность Стратегия безопасности Интернет Веб-сервисы

Qrator Labs представила статистику DDoS-атак и BGP-инцидентов в I квартале 2022 года

Qrator Labs, специализирующаяся на обеспечении доступности интернет-ресурсов и нейтрализации DDoS-атак, представила статистику DDoS-атак и BGP-инцидентов в I квартале 2022 г.

I квартал 2022 года оказался беспрецедентным с точки зрения DDoS-активности, напрямую связанной с событиями на Украине.

Основу атак составили нападения хактивистов, выражающих свой социальный протест посредством организации кибератак и при этом не ищущих финансовой или иной выгоды.

Хактивисты представляют собой разрозненные группы людей, объединенных лишь мотивацией – подавить различные веб-ресурсы и онлайн-сервисы в ходе социально-политического конфликта. У таких группировок обычно отсутствует руководство, а в качестве средств координации для выбора цели атаки, методов и сроков нападения они используют обычные мессенджеры.

В I квартале 2022 г. был зафиксирован рекордный инцидент, в котором оказалось задействовано 901600 устройств.

В I квартале этого года среди кибернападений преобладали атаки уровня приложения (Application Layer, L7). В них используется шифрованный трафик, а запросы походят на трафик легитимных пользователей. Для очистки такого трафика требуется большое число вычислительных мощностей, поэтому этот класс атак является наиболее сложным в обнаружении и фильтрации.

Дополнительно в топ вышли атаки на шифрованный трафик TLS handshake. Рукопожатие TLS – это этап установки HTTPS-соединения, в рамках которого выполняется вся криптографическая работа для осуществления безопасного соединения. Техника атак на TLS handshake является максимально доступной для нападающих, а из-за того, что у многих операторов связи решения для защиты от DDoS-атак не поддерживают анализ TLS, она является еще и чрезвычайно эффективной.

Большая доля техник, использующихся для организации L7-атак, приходится на Request Rate Patterns и Broken HTTP Semantics (25,9% и 35,13% соответственно), что характерно для инструментария, популярного у хактивистов – LOIC/MHDDoS. Именно хактивисты используют эти наиболее простые в применении техники для организации киберпротеста. Тогда как, например, более изощренные атаки используют полноценную эмуляцию веб-браузера что усложняет выявление и фильтрацию таких атак.

Как промышленный ИИ вышел за пределы пилотов и начал приносить прибыль
Цифровизация

Количество DDoS-атак полосой до 10 Гб/с выросло на 19,09% по сравнению с IV кварталом 2021 г. Тогда как число высокоскоростных нападений более 100 Гб/с уменьшилось на 6,32%. Это подтверждает факт преобладания DDoS-атак на TLS handshake и Application Layer в начале 2022 г., поскольку все атаки на шифрование являются низкоскоростными.

8 марта был зафиксирован массовый перехват трафика (BGP Hijack) для сетей РФ, в ходе которого было зафиксировано 3912 конфликтов с легитимными сетями. Инцидент затронул 146 автономных систем по всему миру.

Виной тому оказался интернет-провайдер Lurenet, который перетягивал на себя трафик многих сетей, принадлежащих в первую очередь российским интернет-провайдерам, таким как «Ростелеком», «Мегафон», «Билайн», МТС, «Транстелеком». В результате чего пользователи из разных стран не могли получить к ним доступ. Перехват трафика был особенно заметен для пользователей из России, Гонконга, Индонезии, США.

CNews500: Крупнейшие ИТ-компании России
CNews Analytics

Данный инцидент общей длительностью более 10 часов представлял собой умышленную организацию блокировки российских ресурсов. Такой вид блокировки возможен в случае нелегитимного анонсирования оператором сетей, ему не принадлежащих. Для защиты от подобного вида инцидентов разработан и активно внедряется механизм RPKI-валидации, основанный на использовании современных криптографических методов. В данном инциденте сети были недоступны, поскольку не все автономные системы используют RPKI-валидацию для предотвращения перехватов трафика.

В России только 18,1% автономных систем полностью внедрили RPKI-валидацию, а 26,5% только начали разворачивать механизмы защиты. Однако и мировые показатели тоже не столь высоки: полное внедрение – у 24,1%, а 33,8% находятся в процессе реализации.