Спецпроекты

Виктор Орловский: В будущем "Сбербанк" будет оказывать ИТ-услуги сторонним компаниям

Бизнес Интеграция ИТ в банках Финансовые результаты Маркет
В беседе с корреспондентом CNews старший вице-президент "Сбербанка" Виктор Орловский рассказал об использовании "облаков" и реформе ИТ-направления в банке.

CNews: "Сбербанк" заявлял о планах создания собственного крупного дата-центра. Могли бы вы рассказать, на какой стадии сейчас находится этот проект?

Виктор Орловский: Мы, действительно, строим собственный ЦОД, который станет крупнейшим в Европе. Проект уже находится на завершающей стадии. Первая очередь этого дата-центра, который мы называем МегаЦОДом, будет запущена в 3 квартале 2011 г. Модель предоставления из него сервисов "Сбербанка" - IaaS (инфраструктура как сервис).

МегаЦОД приходит на смену тем 36 ЦОДам, которые сейчас работают у нас в регионах. Будет один главный ЦОД, а сейчас мы проектируем резервный дата-центр. Каждый будет площадью не менее 5 тыс. квадратных метров машинного зала, с электропотреблением около 25 МВт. И тот, и другой будут построены по уровню Tier3 и сертифицированы Uptime Institute (UPI).


Виктор Орловский: Специалистов мы "покупаем" скорее не деньгами, а интереснейшими задачами, стоящими перед нами

ЦОД, который мы введем в промышленную эксплуатацию летом 2011 г., находится на Южнопортовой улице в промышленной зоне на Юго-Востоке Москвы рядом с Южным речным портом. Для второго площадка уже выбирается в самом ближайшем Подмосковье - есть два кандидата, и мы в ближайшие время выберем один из вариантов

CNews: Какими сервисами, развернутыми на этих мощностях, "Сбербанк" будет пользоваться сам?

Виктор Орловский: Прежде всего, мы хотим использовать виртуализацию, которой занимаемся очень серьезно. Мы, может быть, продвинулись в этом направлении не так далеко, как наши коллеги за западных банков, у которых виртуализация составляет чуть ли не 90% всех предоставляемых сервисов, но мы также идем в эту сторону. Я имею в виду виртуализацию как рабочих мест, так и различных банковских программных систем, работающих в клиент-серверной архитектуре.

Вторая задача, очень важная для нас - это построение совершенно нового класса SaaS-систем. Прежде всего - это системы клиентского обслуживания - клиент-банк, интернет-банк и т.д. Мы видим философию развития этих систем именно в облаке, когда клиент может заказать десять выбранных их сервисов, самостоятельно формировать свой портфель услуг.

Поясню на примере. Вы мелкий предприниматель, вы открываете счет в "Сбербанке" и получаете онлайн-доступ, через который можете купить не пакет, а каждый сервис отдельно. Например, услугу, которая называется "десять платежей в рублях в месяц" и стоимость которой известна. Если вам нужно также получать выписки в режиме онлайн, то это еще один сервис. Каждая из таких услуг должна стоить совсем недорого - фигурально выражаясь, "три копейки". Клиент сам выбирает эти сервисы и может от каких-то из них отказаться. Например, если у него сезонная работа, и три месяца в году он не работает, то возможно оставить на этот период только информационный сервис, купив блокировку счета, но не платя за все остальные. Именно так мы планируем использовать модель SaaS.

Третья задача – это централизация бэк-офисных систем территориальных банков. Мы сейчас внедряем следующее поколение 3-уровневых систем (сервер баз данных, приложений и веб-витрина). В рамках этого движения мы и предполагаем конвертацию в облачную модель - это интересное перспективное направление. В середине 2013 года "Сбербанк" будет работать на единой централизованной платформе.

Последнее – реализации более 200 различных проектов внедрения новых технологий и функциональности.

Все перечисленные выше задачи требуют создания передовой высокотехнологичной масштабируемой и надежной инфраструктуры.

Важная для нас тема - это инфраструктурная модель предоставления сервисов, IaaS. Рабочее место - это сервис, ресурс локальной сети - это сервис. Мы считаем, что банку совсем не обязательно владеть активами, например, компьютерами на рабочих местах и т.д. Мы хотим перевести все это сначала на внутренний "аутсорсинг", а затем, возможно, и создать отдельную компанию, которая бы предоставляла эти сервисы банку. Мы видим в этом направлении большой потенциал. Во многом это и организационная, а не только технологическая задача, потому что инфраструктура как сервис - это изменение парадигмы для любой компании. В ряде случаев это и серьезные технологические проекты, направленные на переработку программного обеспечения.

CNews: Насколько "Сбербанк" готов к выделению непрофильных, не самых критичных для бизнеса задач во внешнее облако? Насколько вы заинтересованы во внедрении сторонних IaaS- и SaaS-решений?

Виктор Орловский: Например, мы используем такую систему, как Digital Asset Management (DAM), т.е. портал цифровых активов банка. Это фотографии, различные брошюры и т.д. У нас этот сервис является внешним по отношению к "Сбербанку", он предоставляется именно по модели SaaS. Второе направление, в котором мы будем пользоваться той же моделью - это наша запускаемая программа лояльности, в которой планируется подключение к внешнему облаку. Это основные примеры использования нами публичного облака.

CNews: Можно разделить, что вы будете получать от собственной аутсорсинговой компании и от совершенно сторонних поставщиков?

Виктор Орловский: Если для DAM, а также для программы лояльности на ее начальном этапе будет использоваться публичное облако, то для нового клиент-банка и интернет-банка мы привлечем внешний инсорсинг. Т.е. силами сторонних компаний мы разработаем программный продукт, который затем предоставим исключительно собственным клиентам.

CNews: Насколько интенсивно "Сбербанк" воспринимает технологии облачного программирования при разработке своего ПО?

Виктор Орловский: Мы только начали использовать подобного рода схемы, тренируемся и учимся. Нельзя сказать, что уже активно применяем, но понимаем, что за этим будущее, и активно двигаемся в эту сторону.


Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Тема месяца

Что делать ИТ-директору во время пандемии

Перед ИТ-руководителями встают задачи, связанные с обеспечением удаленной работы сотрудников.