Разделы

Бизнес Интеграция Инфраструктура

Строительство крупных российских ЦОДов "на коленке" закончилось

За последние несколько лет рынок ЦОДов в полной мере испытал на себе влияние кризиса. И если в мире многие крупные компании этого сектора оправились от экономических потрясений достаточно быстро и даже успели получить прибыль, то в России развитие центров обработки данных в кризисный период имело свои нюансы. Некоторые из них раскрыл CNews Алексей Солодовников, руководитель подразделения Data Сenter Solutions Team корпорации Schneider Electric.

Интервью с топ-менеджером

Алексей Солодовников: Текущая обстановка на рынке ЦОДов вселяет в меня оптимизм

CNews: Когда была основана ваша компания? Какие направления работы считались перспективными в тот момент? Какой путь пройден за эти годы? Какова ваша бизнес-стратегия сегодня?

Алексей Солодовников: Компания АРС была основана в 1981 году в США. Она занималась выпуском солнечных панелей, а поскольку тогда такое производство было убыточным, то предприятие существовало за счет государственных дотаций. В 1984 году, после прихода к власти Рональда Рейгана, дотации были прекращены, и руководству компании необходимо было решить, чем заниматься дальше. Выбор пал на изготовление источников бесперебойного питания.


Алексей Солодовников: Мы всегда понимали, что выпускаем не самостоятельный продукт на ИТ-рынок, а производим некую добавку к серверу

APC удачно стартовала в новом для себя бизнесе за счет двух смелых шагов. Первый из них — запуск производства ИБП для "персоналок" и серверов PC-серий. Для принятия этого своеобразного решения требовалась определенная склонность к риску — в тот далекий 1984 год никто не занимался подобным бизнесом, поскольку всерьез такую технику тогда еще не рассматривали. Но несколько лет спустя стало понятно, что компания сделала правильный выбор.

Второй смелый шаг — организация поставок собственной продукции посредством ИТ-дистрибуции. В то время все компании, специализирующиеся на выпуске ИБП, поставляли свои устройства либо заказчику напрямую, либо по специальным электротехническим каналам. Никто не пытался использовать метод поставки ИБП через ИТ-дистрибуцию, что впервые сделала APC. В итоге компания опять угадала и со временем стала абсолютным лидером в своем сегменте — сегодня доля APC на рынке в 2 раза превышает показатели ближайшего конкурента.

Итак, компания начала свою деятельность с производства малых ИБП в противовес мощным устройствам от конкурентов. Но с 1997–1998 года, когда АРС достигла успеха в секторе малых и средних ИБП, ее интересы начали смещаться в "тяжелый" сектор больших трехфазных источников бесперебойного питания.

При этом мы всегда понимали, что выпускаем не самостоятельный продукт на ИТ-рынок, а производим некую добавку к серверу или персональному компьютеру. На этом строилась и стратегия компании — сопозиционирование с тем или иным ведущим трендом в области ИТ. Например, АРС была очень успешной в разработке математического обеспечения для Novell, а если говорить о мониторинге разветвленных сетей, то мы были дружны с HP OpenView.

В настоящее время мы не прекращаем выпуск ИБП малой и средней мощности. К тому же компания уже много лет занимается комплексными решениями по обеспечению оборудованием серверных комнат и машзалов. Причем с покупкой APC крупным концерном Schneider Electric сильно изменился наш подход к заказчику: с продуктовой точки зрения (непосредственно по оборудованию, не говоря о проектировании и консалтинге) мы обеспечиваем до 3/4 бюджета инженерных систем ЦОДа от единого производителя. Сегодня в этом же направлении движутся все наши конкуренты, но у APC есть серьезные преимущества перед ними.

От DevOps к TestOps: как ускорить процессы тестирования новых приложений и ПО
Интеграция

CNews: Какие моменты вы считаете наиболее сложными для компании? Каких результатов удалось добиться?

Алексей Солодовников: Сложными всегда являются периоды каких-то кризисов на рынке. Тем не менее кризис 2008 года мы пережили без особого драматизма. Было, конечно, заметное снижение объемов бизнеса, но сейчас мы наблюдаем восстановление темпов роста и даже превосходим по уровню прибыли показатели 2008 года.

Зато более ощутимым был кризис 1998 года. Наша компания тогда была меньше и не располагала такими ресурсами, как сейчас. В то время многие бренды вообще ушли с рынка, а оставшиеся значительно сократили свой штат. Однако в APC не было уволено ни одного человека, и несмотря на девальвацию рубля, мы не снизили размер заработной платы в долларовом эквиваленте.


Алексей Солодовников: В настоящее время мы не прекращаем выпуск ИБП малой и средней мощности

При этом, невзирая на кризис, в августе–сентябре 1998 года мы вместе с компанией Microsoft поехали в роуд-шоу (road show) по стране. Причем мало кому пришло тогда в голову, что мероприятие такого масштаба планировалось нами заранее. Многие полагали, что когда грянул кризис, поехать общаться по стране с клиентами смогли лишь самые отважные компании, поэтому та акция дала нам в дальнейшем очень сильный прирост в бизнесе.

Получилось, что в кризисные моменты мы существенно подняли свою долю на российском рынке. Так, на протяжении всего 2009 и к середине 2010 года мы четко отметили рост прибыли на самом конкурентном участке — в сегменте малых ИБП, где нас теснят многие тайваньские и китайские компании. За время кризиса мы увеличили свое присутствие на этом рынке на 12–15%.

CNews: Как вы оцениваете современное состояние рынка ЦОДов в России и мире? Какое влияние оказал кризис на этот сектор?

Алексей Солодовников: Если говорить о росте или стагнации, то я думаю, что в мире на крупнейшие компании, владеющие публичными площадками, кризис оказал заметно меньшее влияние, чем в России. Например, за последние два года Interxion — крупнейший в Европе провайдер в области колокейшн (collocation) — ввел в строй три новых крупных площадки и с периодичностью раз в две недели публикует название очередного крупного заказчика, остановившего свой выбор на одной из этих площадок. Обратив взор на другую сторону океана, можно увидеть, в частности, Digital Realty Trust, крупнейшую компанию в области построения ЦОДов, которая за последние несколько лет также открыла немало площадок и расширила свой бизнес.

Короткая ссылка