Шамиль Шакиров: Проектный бизнес сравним с джазовой импровизацией
Компания, в которой высок уровень проектов и велика доля услуг, работает не так, как простой дистрибьютор. По мнению Шамиля Шакирова, президента компании «CNews.ru: Как меняются методы управления компанией по мере ее развития? В чем вам было сложнее руководить предприятием ранее, в чем сейчас?
Шамиль Шакиров: Закономерно, что по мере развития компании меняются и методы ее руководства: существует значительное различие между тем, когда в компании работает 50 человек, и когда число сотрудников приближается к трем сотням, как сейчас в «
Как правило, считается, что рост компании приводит к увеличению числа уровней в иерархии, к росту бюрократизации, к более узкой специализации сотрудников. Все это объяснимо и часто именно так развитие компаний и происходит. В последние годы мы были очень обеспокоены именно этим аспектом как не наращивать иерархические уровни, не сужать сферу ответственности ярких сотрудников, не допускать необоснованной и чрезмерной бюрократизации нашей работы. Поэтому сегодня основная задача для нас совместить структурирование процессов управления в компании на фоне ее динамичного развития с «простором» для деятельности и ответственности сотрудников, их инициативой и здоровыми амбициями.
CNews.ru: Стоит ли вам как президенту компании задумываться об этом? Обычно первые лица озабочены лишь прибыльностью компании, расширением ее бизнеса, борьбой с конкурентами, а такие «частности», как настроение персонала, никого не интересуют…
Шамиль Шакиров: Строить бизнес можно только с тем коллективом, который является союзником и другом. Если не давать человеку возможности раскрыться на такого сотрудника сложно рассчитывать. Человек, у которого нет своих идей, с большим трудом реализует чужие.
Невозможно
При этом понятно, что нужно дать возможность человеку сконцентрироваться на том, что у него лучше получается, и оказать поддержку в том, чтобы другие поверили в его способности. Человек, работающий в «неуютном» состоянии, никогда не сможет творить и придумывать
CNews.ru: Когда было легче управлять компанией тогда или сейчас? Легко ли вы можете сегодня перепоручить серьезные дела своим подчиненным или стремитесь максимально их контролировать?
Шамиль Шакиров: Знаете, наверное, когда легче и проще не всегда интереснее. И, наоборот: чем сложнее тем привлекательнее. Сейчас компания способна делать более сложные проекты. Это, наверное, и есть самая важная задача построить команду, которая позволит каждому «игроку» значительно расширить свои возможности и самореализоваться путем решения все более сложных задач.
Компания, в которой высок уровень проектов и велика доля услуг, работает не так, как простой дистрибьютор. Это больше похоже не на выступление большого симфонического оркестра строго в соответвии с партитурой. Это напоминает концерт джазового коллектива, где все достаточно самостоятельны, где каждый импровизирует на заданную тему. И при этом рождается достойная композиция! Здесь важнейшими факторами являются «сыгранность» коллектива, доверие друг к другу, универсальность каждого и понимание общей задачи.
У нас существует возможность обмена мнениями, ведь элемент «мозгового штурма» и взгляд со стороны могут привнести нечто новое в проект, а опыт коллег может оказаться весьма полезным. Аргументы, а подчас и интуиция опытных сотрудников заслуживают внимания. Обмен мнениями позволяет выбрать верное решение. Поэтому, наверное, правильнее говорить не о контроле, а о совместном коллективном творчестве.
Вместе с тем, у нас много сложных проектов и достаточно высока ответственность за них. За
Шамиль Хайдярович Шакиров Шамиль Шакиров родился в 1969 году. В 1991 году с красным дипломом закончил технический факультет Института криптографии, связи и информатики (ИКСИ) по специальности «Прикладная математика». С 1993 по 1997 годы занимал руководящие должности в ЗАО «НТЦ КАМИ». С 1997 года является президентом Женат, воспитывает ребенка. |
Шамиль Шакиров: Нельзя сказать, что однажды мы решили: все, с сегодняшнего дня занимаемся консалтингом. Переход был постепенным: в компании появились новые направления, некоторые из которых развивались более активно и оказывали значительное влияние на компанию в целом. Так получилось и с консалтингом. С одной стороны, появились сотрудники, которых мы позиционируем как консультантов, передающих свои знания и опыт заказчику. С другой стороны, изменилась культура внутри компании: знания, опыт, экспертиза стали больше цениться. То же касается и заказчиков. Усложнились проекты, наша готовность к ведению таких проектов стала выше.
По сути, мы сегодня продаем наши знания и опыт. У нас активно развивается проектный офис компании. Мы получили сертификат качества ИСО 9001 на наши услуги. Сегодня больше половины компании это высококлассные консультанты, технологи, инженеры. Ведение проектов в области передачи профессиональных знаний и опыта сказывается на работе проектного офиса компании в целом. Культура исполнения проектов стала заметно выше, повысилась сложность решений. Главной ценностью в компании стали профессиональные знания и экспертиза.
CNews.ru: Год назад в интервью нашему изданию вы говорили о тенденции повышения доли услуг в российских
Шамиль Шакиров: Безусловно, повышение доли услуг это определяющая тенденция ближайших лет. Более того, я уверен, что будущее за новыми
По мере роста зрелости любой отрасли, по мере создания инфраструктуры происходит постепенный рост доли услуг. Но наступает момент, когда становится необходимым переход на новое поколение инфраструктуры, и цикл повторяется.
Например: на начальном этапе развития рынка сотовой связи большая часть бюджетов шла на развитие «сетки», на покрытие территории. Сейчас для операторов более важную роль играют услуги, маркетинг и вопросы управления взаимоотношениями с клиентами.
Вопросы услуг затрагивают и банковский бизнес, который сегодня активно стремится автоматизировать свои отношения с клиентами. Встает задача повышения эффективности решений в области тех услуг, которые
CNews.ru: Методологической основой ряда ваших проектов стала концепция управления
Шамиль Шакиров: Развивать эту методологию направление «
Количественная отдача от внедрения ITIL вопрос сложный. Можно посчитать вариантность снижения издержек эксплуатации
Но, очевидно, что внедрение ITIL повышает прозрачность, надежность и предсказуемость работы. Результатами некоторых наших проектов стало сокращение времени реакции на нарушение нормальной работы пользователя в среднем в 3 раза; сокращение числа обращений за техподдержкой на 30%.
Сейчас ITIL это активно используемая методология во всем мире и стандарт
Недавно «
CNews.ru: Ряд
Шамиль Шакиров: Я бы не стал сильно разделять заказчиков из госсектора и коммерческих структур. Кроме того, ругать заказчика самое последнее дело. А для кого же тогда мы работаем? Поэтому давайте настроимся на позитив. Если клиенты не готовы «пересаживаться» на ИТ значит, мы
«
На мой взгляд, основное препятствие для проникновения технологий в отдельные учреждения госсектора самое тривиальное отсутствие достаточного финансирования. При этом я говорю не только о финансировании закупок оборудования или услуг внешних
CNews.ru: Какие изменения в структуре продаж компании произошли за последнее время? На какие новые отраслевые рынки вы планируете выйти в ближайшее время?
Шамиль Шакиров: Мы видим потенциал для роста на наших традиционных рынках, есть и задумки по новым рынкам, о которых пока говорить преждевременно. Очевидно, что определенный интерес для нас в текущем году будет представлять телекоммуникационный рынок. Изменения, скорее всего, не будут носить глобального характера.
Если говорить об отраслевой структуре нашего бизнеса в 2003 году, то на проекты в госсекторе приходилось 25% (в 2002 году 30%), на финансовый рынок 39% (35%), на промышленные предприятия 15%(14%); на нефтегазовый сектор 13% (14%), на
CNews.ru: Шамиль, случайным ли стал выбор
Шамиль Шакиров: В случайность я мало верю. Выбор был сознательным, и я ни разу о нем не пожалел. Моему выбору способствовало полученное образование техническое, математическое. Когда я шел в ИТ, то хорошо понимал, о чем идет речь.
Я начинал свою карьеру в
CNews.ru: Спасибо.