Разделы

Бизнес Цифровизация Инвестиции и M&A

Рольф Кесслер: Вложить в ИТ минимум и получить максимум? Так не бывает

Как бы нам ни хотелось, чтобы уровень развития ИТ в отечественных компаниях не уступал западному, пока это не так. Однако при грамотном подходе этот недостаток можно превратить в преимущество. Своим мнением о специфике российских ИТ-проектов и о значении ИТ-менеджмента для их эффективности, с CNews поделился Рольф Кесслер, вице-президент компании CompFort International. С другой стороны, проблема заключается в том, что не всегда просто соотнести правильно подобранную систему с необходимым ПО в организации, чтобы получить корректную информацию везде и всегда. Сегодня ИТ-директор должен одним кликом мыши получать исчерпывающие сведения о проектах, используемых ресурсах, критически важных узлах и общей стоимости.

CNews: Для каких компаний нужны такие решения?

Рольф Кесслер: Информационные технологии стали существенной частью нашей жизни и общества. Вряд ли сейчас можно найти организацию, в которой не было бы задействовано ничего из ИТ. Они используются, например, для автоматизации, консолидации, рационализации, обеспечения требований регулятора, создания прозрачности работы, коммуникаций и бизнес-аналитики. Как вы оцените суммы затрат, когда в банке отключится банкомат или система управления торгами и деньгами придется управлять вручную? Какими будут затраты на производство автомобилей, если отключатся роботы или подведет поставщик деталей? Поэтому вопрос стоит не в том, каким компаниям и из какого сектора экономики нужны решения для ИТ-менеджмента, а в том, насколько возможно сейчас оставлять какие-либо важные критические бизнес-процессы и приложения без контроля.

CNews: На что похож сегодняшний российский рынок? Насколько он отличается от западных стран?

Рольф Кесслер: 20 лет назад я бы ответил на этот вопрос иначе, чем отвечу сегодня. Технологический разрыв, который лежал между Россией образца 1990-х годов и западными странами, был значительно большим, чем сейчас. Начиная с 2000-х годов на российском рынке наблюдается очевидная глобализация и интернационализация. Многие компании расширяют свой бизнес и переносят его в Европу и Азию и, будучи международными игроками, они сталкиваются с теми же проблемами, что и их конкуренты.


Рольф Кесслер: Сегодня ИТ-директор должен получать исчерпывающие сведения одним кликом мыши

Различия между странами можно увидеть только в частностях работы самих локальных рынков. Насколько сильны на рынке регуляторы? Сколько стоит рабочая сила и необходимо ли использовать высокоавтоматизированное производство? Нужны ли клиентам интернет-магазины для того, чтобы купить производимые компанией товары или услуги? Как сделать информацию доступной на мобильных устройствах? Вместе с тем, есть и некоторые обстоятельства, которые одинаково актуальны для всех стран. Интернет, к примеру, не спасет от хакеров, атакующих российских бизнесменов и корпоративные сети. Никто не спорит, что большинство инновационных решений в области ИТ-менеджмента были созданы в Западной Европе и США и там же впервые были внедрены. Преимуществом российского рынка является то, что мы можем выиграть за счет использования опыта и лучших практик применения этих решений.

CNews: Каким должен быть успешный проект?

Рольф Кесслер: Каждый потраченный доллар должен принести прибыль в разумный период времени. Поэтому есть три главных аспекта: во-первых, нужно очень четко определить все бизнес-процессы; во-вторых, разработать сценарий с точными сроками окупаемости при участии ИТ-департамента и потенциального вендора; в-третьих, найти необходимые для реализации ресурсы средства. В бизнес-сценарии следует просчитать ROI, привести примеры историй успеха из схожих компаний или отраслей, ответить на вопросы о целях и задачах проекта, разработать план построения проекта и внедрения на местах. У многих компаний по-прежнему наблюдаются проблемы в фокусировке на проекте, поскольку они хотят одновременно и внедрить самое недорогое решение от вендора, и получить вместе с ним максимум функций одновременно с красивым пользовательским интерфейсом. Но самое главное в том, что такие продукты в итоге не подходят для решения их бизнес-задач.

Третий фактор заключается в том, что нужно учитывать желание ИТ-служб работать с новыми технологиями. Я был свидетелем множества крупных провалов внедрения великолепных систем, потому что люди, которым нужно было с ними взаимодействовать, не принимали их. В этом смысле в проекте нужен тот, кто сможет возглавить переход на новые решения, когда дело дойдет до интеграции и переключения на работу с ними. С точки зрения реализации проекта есть и еще один аспект, который касается применяемой методологии. Классический пример – создавать тестовую, внедренческую и интеграционную среды. Сегодня компании сосредоточены только на том, чтобы выигрывать мгновенно. Но проекты должны быть разделены на несколько небольших подциклов: это лучше, чем тратить время на подготовку к тесту и интерпретацию результатов. За последние несколько лет на рынке возникла достаточно проверенная технология ведения проектов SCRUM. Она хорошо подходит для длительных проектов, реализация которых зависит от рыночных изменений или инноваций, появляющихся в компании, где внедряется проект. SCRUM позволяет учесть все это при ведении проекта, при этом также дает возможность определить, какие именно изменения надо внести в управление. Лидирующие вендоры решений и крупные сервис-компании уже привыкают к решению этих задач.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

CNews: Готовы ли российские компании к таким решениям?

Рольф Кесслер: На самом деле вопрос должен стоять так: могут ли российские компании позволить себе не внедрять такие решения? Если отечественному бизнесу действительно хочется занять место на международном рынке и конкурировать с мировыми игроками, то ему придется принять те же технологии и методологии работы и, естественно, соответствующие решения для ИТ-менеджмента.

Михаил Демидов / CNews