Разделы

Бизнес Законодательство

Реформа правительства: как не потерять информационные технологии

Пристальное внимание первых лиц страны к информационным технологиям (ИТ) в последние годы воодушевляло отрасль и давало шанс на модернизацию социально-экономической сферы. Изменения в профильном министерстве привели к исключению из его названия слов "информационные технологии". Между тем, все предыдущие действия Владимира Путина и Дмитрия Медведева в сфере ИТ дают основания полагать, что интерес к информатизации и высоким технологиям не ослабнет. Факты говорят о том, что без развития данного направления Россия не сможет стать современной страной. Ссылка "новых технарей" на задворки была бы большой ошибкой. Окрепший бизнес ждет от министерства или нового специализированного ведомства поддержки для покорения новых высот.

В начале мая, выступая в Думе, Владимир Путин обозначил задачу на ближайшие 10-15 лет: войти в число стран-лидеров по ключевым показателям качества жизни. В числе последних глава правительства России упомянул уровень доходов и социального обеспечения, качество образования и здравоохранения, продолжительность жизни, экологическое благополучие и обеспеченность жильем. Известно, что список ключевых характеристик оценки уровня жизни в современном обществе всегда включает и обеспеченность населения инфраструктурой, в том числе средствами коммуникации, включая современные информационные технологии.

Для роста объема ВВП нашей стране будет достаточно благоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках, которые по цепочке питают другие ветви экономического дерева. Глава правительства рассчитывает, что по итогам 2008 года по объему ВВП Россия сможет обойти Великобританию. Даже если высокие цены на сырье будут сохраняться продолжительное время, для повышения качества жизни граждан, только их будет недостаточно. Для решения этой задачи помимо прочего необходимо кардинально повысить эффективность работы государственного аппарата, системы здравоохранения и образования. Движение в верном направлении здесь началось несколько лет назад и нельзя допустить, чтобы темп этой работы был снижен.

Усилия правительства и профильного министерства (которое теперь возглавляет Игорь Щеголев) необходимы и в создании условий для повышения конкурентоспособности страны через повышение использования ИТ. Конечно, нельзя полностью полагаться на рейтинги, оценивающие конкурентоспособность стран (здесь всегда велик субъективный фактор), но и пренебрегать их данными не стоит. По результатам подобных исследований Россия, к сожалению, находится далеко не в числе лидеров. В последней из таких работ, подготовленной швейцарским экономическим институтом IMD, наша страна заняла 47-е место из 55 возможных. Как и в рейтингах качества жизни, состояние инфраструктуры в исследовании (в том числе обеспеченность ИТ) входит в число четырех ключевых показателей.

Давайте посмотрим, за счет чего Россия сможет быть конкурентоспособной, если допустить возможное снижение доходов от продажи нефти, газа и металлов? Известно, что ближайшими конкурентами нашей страны в борьбе за экономическое лидерство в новом мире являются так называемые страны БРИК. К сожалению, являясь самой большой по площади, Россия значительно отстает по числу жителей не только от Китая и Индии, но и от Бразилии (191 млн. чел.). Важно, что даже Китай, стремившийся стать мировой фабрикой, используя свой доступный человеческий капитал, уже сегодня отказывается от этой роли и стимулирует движение своей экономики в сторону технологического развития на более высоких ступенях. Вывод очевиден: Россия не имеет возможности и не должна развиваться экстенсивно. Необходимо повышать производительность труда и его качество. Именно для этого весь мир и использует информационные технологии. Между низкими ИТ-расходами на одного работника и эффективностью управления можно смело ставить знак равенства. По этому показателю мы не в числе лидеров.

ИТ-расходы на одного работника, долл.

Источник: Мининформсвязи, 2007

Возвращаясь к рейтингу конкурентоспособности, обратим внимание на факторы, снижающие наш показатель. Один из главных – низкая диверсификация экономики. Доля ИТ в ВВП России пока соответствует уровню стран с переходной экономикой и отстает в 2-3 раза не только от стран "большой восьмерки". Если уж мы начинаем сравнивать нашу страну с Британией, то нам нужны определенные усилия по стимулированию развития информационных технологий. Пока же, по доле ИТ в ВВП мы отстаем от Туманного Альбиона почти в 3 раза.

Доля ИТ-индустрии в ВВП разных стран, %

Страна Доля ИТ в ВВП,%
США 4,6
Великобритания 4,2
Япония 3,6
Франция 3,3
Германия 3,1
Чехия 2,8
Португалия 2
Индия 2
Испания 1,7
Россия 1,4

Источник: Eurostat, 2007

К числу приоритетных целей следует отнести и повышение экспортного потенциала отечественной отрасли ИКТ: создание технопарков, индустрии венчурного финансирования технологических инноваций, подготовку кадров. Именно в решении этих задач можно осознать роль информационных технологий и то место, которые они должны занимать в работе правительства. Уже достигнутые результаты показывают, что усилия профильного министерства в этом направлении были не напрасны и должны быть продолжены.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

По нарастанию

Роль информационных технологий в правительстве России всегда оценивали высоко и значение отраслевого ведомства только возрастало. В 1992 году при правительстве был создан комитет по информатизации. С 1993-го комитет работал при президенте Ельцине. В 1997-м управление телекоммуникациями и ИТ было объединено в одном комитете по связи и информатизации, а в 2000-м комитет был преобразован в министерство. Через четыре года функции регулирования развития отрасли были переданы министерству транспорта, но эта конструкция продержалась совсем недолго. Через два месяца, в том же 2004-м, было создано министерство информационных технологий и связи и федеральное агентство по информационным технологиям в его составе.

Важным событием в развитии отрасли стала поездка президента России в индийский город Бангалор – мировую столицу оффшорного программирования. После этого даже предполагалось создание специального агентства для стимулирования экспорта информационных технологий. Аналогичные структуры в других странах, например, в той же Индии, позволили отрасли развиваться семимильными шагами. Президент поддержал это решение, но агентство, к сожалению, пока так и не заработало, а вся работа по стимулированию отрасли осуществлялась в рамках министерства. А поддерживать есть что. Если в 2003 году экспорт программного обеспечения (ПО) из России составлял всего 10% от объема экспорта отечественных вооружений, то по итогам 2007-го эта доля уже достигает 31%. По темпам роста продаж за рубежом программисты заметно опережают оружейников.

Объем экспортных поставок российских вооружений и ПО, млрд долл.

Годы Экспорт вооружений Экспорт ПО Доля экспорта ПО к экспорту вооружений
2003 5,4 0,5 10%
2004 5,7 0,7 13 %
2005 6,1 0,9 16 %
2006 6,4 1,4 23 %
2007 7,5 * 2,3 31 %
2008 - 3 * -
       
Страна лидер по экспорту США Индия  
2007 10 * 23 230%

* прогнозные оценки

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Источник: Центр АСТ, прогноз ФС ВТС, Руссофт, 2007

По предварительным оценкам, в 2008 году общий объем экспорта ПО достигнет 3 млрд долл. Основной причиной такой динамики эксперты считают окончательное закрепление за Россией реноме страны, способной решать задачи в сегменте сложного программного обеспечения. Не так много у нас конкурентоспособных на мировом рынке высокотехнологичных отраслей, чтобы ими пренебрегать.