Разделы

Бизнес Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Реалии рынка СЭД: профессионалы поспорили

В последние годы российский рынок электронного документооборота демонстрирует стабильный рост: увеличивается число организаций, где внедрена система электронного документооборота, растет количество автоматизированных рабочих мест. Причем, если ранее сферой применения СЭД был крупный и средний бизнес, то теперь дело дошло и до малого. О состоянии российского рынка СЭД и путях его дальнейшего развития говорилось на круглом столе "Системы электронного документооборота и хранения данных", организованного CNews Conferences.

Вместе с тем, на российском рынке систем электронного документооборота существует ряд проблем. Прежде всего, до конца не решены вопросы законодательного регулирования данной сферы деятельности. Уровень проникновения систем электронного документооборота также оставляет игрокам рынка простор для деятельности. Например, доля компаний и организаций, использующих СЭД, составляет около 1% от общего количества российских предприятий. Последний факт объясняется отчасти тем, что сейчас потребителями СЭД являются в основном крупные и средние предприятия и организации. Однако, как отмечали участники круглого стола, в последнее время повышается спрос на системы электронного документооборота и в сегменте малых предприятий.

Государство и СЭД

Участники круглого стола отмечали, что важную роль в развитии СЭД в нашей стране принадлежит государству, которое должно создать информационно-технологическую инфраструктуру использования ЭЦП.

О деятельности Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии) по созданию такой инфраструктуры в рамках построения "Электронного государства" рассказала участникам круглого стола Марина Игнатьева, главный специалист-эксперт агентства. Она заявила, что "главной стратегической задачей электронного государства является формирование общего информационного пространства". По ее словам, Росинформтехнологии подготовило и направило в Правительство ряд предложений по созданию информационно-технологической инфраструктуры, образующей российский национальный домен доверия. В качестве технологического решения была предложена концепция Доверенной третьей стороны (ДТС), базирующаяся на международных стандартах Х842 и Х843. По словам Марины Игнатьевой, сейчас организация юридически значимого документооборота возможна только с "применением электронной цифровой подписи и развитием системы удостоверяющих центров". Создание общероссийского домена доверия позволит придать легитимность ЭЦП на всей территории нашей страны. Как рассказала Марина Игнатьева, технологически все готово к созданию домена доверия - система удостоверяющих центров и Федеральный информационный центр уже функционируют. Необходимы лишь законодательные инициативы.


Марина Игнатьева, главный специалист-эксперт "Росинформтехнологий": Главной стратегической задачей электронного государства является формирование общего информационного пространства

В рамках круглого стола развернулась острая дискуссия по вопросам стандартизации в области электронного документооборота. Участники дискуссии сошлись во мнении, что наличие стандартов необходимо, поскольку это определяет правила игры и вносит ясность в направления дальнейшего развития. В частности Сергей Чеглаков, директор департамента систем управления документами компании ЛАНИТ, считает, что необходим общепринятый стандарт электронного документа в формате XML. Кроме того, по его мнению, требуется единая спецификация формата ЭЦП, обеспечивающая длительное (сверх срока действия сертификата) хранение документов. Генеральный директор компании DocsVision Владимир Андреев, в свою очередь отметил инициативу компании Microsoft по созданию стандарта Windows WorkFlow Foundation (WWF), который дает в руки разработчиков инструмент создания систем управления бизнес-процессами.

Что касается обязательности выполнения стандартов, то здесь мнения разделились. Как считает председатель правления центра компетенции по электронному правительству Владимир Дрожжинов, применение стандартов должно регулироваться рыночными механизмами. По его мнению, государство должно стать самым крупным заказчиком информационных технологий и заключать контракты лишь с теми компаниями, чьи системы соответствуют стандартам. К сожалению, в нашей стране пока такие механизмы не созданы.

Кейс МКБ: модернизация контактного центра с переходом на новую платформу
ИТ в банках

Какой быть современной СЭД

На круглом столе был представлен ряд докладов, раскрывающих характерные черты и особенности современных систем электронного документооборота, а также основные принципы их внедрения.

Андрей Гриб, руководитель Центра автоматизации документооборота и заказных решений на платформе IBM Lotus компании "Аплана", рассказал о ключевых сервисах современной СЭД, которые в первую очередь определяются потребностями заказчиков. "Динамичные, растущие компании испытывают необходимость в контроле возрастающего потока задач, - считает представитель компании. - Выбирая СЭД, заказчики, прежде всего, хотят получить инструмент документационного обеспечения процедур принятия решений и контроля за тем, каким образом, решения, зафиксированные в документах, будут выполняться". Таким образом, системе электронного документооборота отводится центральное место в информационной системе предприятия. С этим мнением согласен и Сергей Чеглаков, который считает что "СЭД должна стать сердцем корпоративной информационной системы". По его мнению, одним из важнейших сервисов современной СЭД является возможность интеграции, причем не только с бизнес-приложениями – в последнее время большое значение приобрел сервис интеграции СЭД с другими системами электронного документооборота.

Помимо функциональности, одним из важнейших качеств системы электронного документооборота является возможность ее быстрого внедрения. В компании "Аплана" считают, что быстроту внедрения можно обеспечить за счет наличия в комплекте поставки типовых регламентов по общим для всех организаций документам, а также средств изменения встроенных регламентов и их создания по специализированным документам. Кроме того, важно преодолеть "внутреннюю оппозицию" на предприятии заказчика. Значительно облегчить процесс внедрения может модульная архитектура, позволяющая сочетать достоинства готового решения и конструктора. По словам Андрея Гриба, "можно взять уже готовые "кубики" и из них очень быстро склеить любой процесс" - именно так построена система БОСС-референт. Модульный принцип построения заложен и в системе LanDocs компании "Ланит", которая представляет собой набор сервисных компонентов.

О стратегии внедрения СЭД, разработанной в компании Directum, рассказал начальник отдела маркетинга Василий Бабинцев. В соответствии с долгосрочной концепцией развития Directum, которая была представлена на круглом столе, компания декларирует полный переход организаций на электронный документооборот или полноценное внедрение. Под этим термином в компании понимают "пользование системой всех сотрудников компании, включая высшее руководство, а также использование всеми сотрудниками высшего звена ЭЦП".

Подписаться на новости Короткая ссылка