Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Реалии рынка СЭД: профессионалы поспорили

В последние годы российский рынок электронного документооборота демонстрирует стабильный рост: увеличивается число организаций, где внедрена система электронного документооборота, растет количество автоматизированных рабочих мест. Причем, если ранее сферой применения СЭД был крупный и средний бизнес, то теперь дело дошло и до малого. О состоянии российского рынка СЭД и путях его дальнейшего развития говорилось на круглом столе "Системы электронного документооборота и хранения данных", организованного CNews Conferences.

Андрей Гриб: Сегодня все больше распространяется практика выноса в СЭД процессов согласования и подписания договоров

На вопросы CNews ответил Андрей Гриб, руководитель Центра компетенций "Автоматизация электронного документооборота и заказная разработка на платформе IBM Lotus", компания "Аплана".

CNews: Каково место СЭД в корпоративной информационной системе компании? Какие функции должны быть возложены на СЭД, с какими системами она должна быть связана и как?

Андрей Гриб: СЭД – инструмент управления. Управление организацией затрагивает все функциональные аспекты ее деятельности – финансы, операции, маркетинг, управление человеческими ресурсами. Это и определяет место СЭД как связующего компонента информационной системы компании.

Решение становится действием, когда оно принимает форму подписанного документа. Благодаря интеграции СЭД получает из специализированных систем фактические данные, автоматически включает их в тексты типовых документов, организовывает их доставку сотрудникам для согласования, подписания, утверждения, регистрации, направляет ответственному исполнителю, т. е. лицу, отвечающему за подготовку документа, всю информацию о ходе работы с ним.

В МТС, в частности, использование интеграционных механизмов существенно уменьшило время, которое затрачивают юристы, маркетологи, специалисты по поддержке внутренних пользователей на подготовку разрешительных документов по своей деятельности.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Другой пример. Сейчас уже широко распространена практика выноса процессов согласования и подписания договоров в СЭД. Это второе направление использования интеграции. Договор инициируется в ERP, его согласование происходит в СЭД. После подписания договора автоматически изменяется его статус в ERP. Причем возможна такая реализация интеграции, когда ответственный исполнитель непосредственно в СЭД отслеживает не только получение и отправку документов по договорам, подтверждающих выполнение работ, но и контролирует поступления и выплаты денежных сумм по договорам.

CNews: Как оценить масштаб внедрения проекта? Какой проект можно считать большим?

Андрей Гриб: В нашей системе мы сделали большой акцент на документационную поддержку принятия решений. Многие управленческие решения носят типовой повторяющийся характер. Они принимаются путем подготовки и согласования типовых документов – договоров, заявок, приказов и т. д. Каждый такой документ имеет свой маршрут обработки, который охватывает полный жизненный цикл и может включать создание документа, согласование, подписание, утверждение, регистрацию, формирование по нему поручения и т. д. вплоть до отправки его в архив. Поэтому в последнее время для оценки размеров проекта, его трудоемкости и цены мы все чаще используем такой признак, как число типовых документов, для которых нужно автоматизировать процессы их создания, принятия по ним решений и выполнения этих решений. С этой точки зрения мы считаем проект большим, если в нем реализованы правила работы более чем с 20 видами типовых документов. Например, СЭД МТС сегодня поддерживает регламенты работы для 130 видов типовых документов, в "Северсталь-Ресурс" было выделено 50 видов типовых договоров, для каждого из которых был реализован свой регламент прохождения в организации.

Второй важный показатель размеров проекта связан с его распределенностью. Здесь на цену и трудоемкость проекта начинают влиять и число филиалов, которое охватит решение, и число сотрудников, которых нужно обучить. 500 клиентских мест – так мы для себя определили большой проект с этой точки зрения.