Реалии рынка СЭД: профессионалы поспорили
В последние годы российский рынок электронного документооборота демонстрирует стабильный рост: увеличивается число организаций, где внедрена система электронного документооборота, растет количество автоматизированных рабочих мест. Причем, если ранее сферой применения СЭД был крупный и средний бизнес, то теперь дело дошло и до малого. О состоянии российского рынка СЭД и путях его дальнейшего развития говорилось на круглом столе "Системы электронного документооборота и хранения данных", организованного CNews Conferences.Для реализации этой концепции компания уже разработала некоторые модули и сервисы, такие как Directum Storage Services, обмен документами в электронном виде, бизнес-ориентированный workflow, а также быстрая идентификация документа Directum RapID (на основе штрих-кода).
Василий Бабинцев, начальник отдела маркетинга компании
Directum, рассказал о разработанной в компании стратегии внедрения СЭД
Задача будущего – автоматизация управления
Генеральный директор компании DocsVision Владимир Андреев в представленном на круглом столе докладе заявил, что "начинать надо не с электронного документооборота, а с процессов управления" и автоматизировать именно их. По его мнению, "мы не автоматизируем документооборот, а переносим в область автоматизации методики управления, которые в компании наработаны". Как рассказал г-н Андреев, автоматизация документооборота является лишь частным случаем автоматизации управления. "Есть огромное количество процессов, в которых нет работы с документами, а только есть управленческие решения. Только автоматизация позволяет нам сделать систему эффективной с точки зрения корневого улучшения качества".
Поскольку практически ни один бизнес-процесс не лежит только в области документооборота, а захватывает и смежные сферы, то на первый план выходят задачи сквозной интеграции. Решить их может лишь комплексное решение или платформа. Как считает г-н Андреев, "нам необходим инструмент, который позволит автоматизировать любой процесс". По его мнению, основой для создания такой платформы должна стать именно система электронного документооборота.
Комплексный подход к вопросам управления информацией предложила на круглом столе и компания Microsoft. Как рассказал специалист по бизнес-решениям Microsoft Россия Александр Бежан, по данным компании Gartner, к 2010 году около половины всего объема работ будет производиться распределенными сотрудниками, работающими в произвольный момент времени. В этих условиях компания Microsoft собирается "предоставить технологии, позволяющие работать в разное время и в разных местах". Александр Бежан представил участникам круглого стола общую концепцию компании Microsoft по работе с документами 2007 года. В основе концепции лежит унифицированная архитектура хранения данных на базе SQL Server, используется набор базовых служб, являющихся общими для большинства продуктов. Кроме того, в новых решениях реализованы средства управления документами, записями, веб-контентом и электронными формами, которые задействуют общие службы и архитектуру хранения. В качестве пользовательского интерфейса предлагается интерфейс обозревателя или Microsoft Office. Также предусматривается возможность интеграции компонентов приложений ECM сторонних производителей, причем в качестве механизма интеграции выбраны web-сервисы.
Что касается задач электронного документооборота, то в решениях Microsoft уже присутствует встроенные средства. В частности, стандартной функциональностью бизнес-приложений от Microsoft является возможность использования ЭЦП для защиты документа. Одним из основных инструментов организации бизнес-процессов является решение Microsoft Office SharePoint Server 2007. По словам Александра Бежана, "главная задача, которая возложена на Microsoft Office SharePoint Server 2007 – обеспечение взаимодействия сотрудников подразделения с бизнес-процессами".
На круглом столе прозвучало предложение Microsoft российским разработчикам использовать стандартные средства Microsoft Office и WWF для создания своих уникальных решений.
Подводя итог, можно сказать, что сейчас российский рынок СЭД стоит на пороге больших перемен. Более глубоко тенденции развития сектора рассматриваются в обзоре CNews Analytics "Рынок СЭД 2007". В целом же потребители начали понимать потребность в ECM системах и воспринимают их как средство повышения эффективности бизнес-процессов и конкурентное преимущество. Приходит осознание потребности в системах корпоративного уровня, растет важность систем управления бизнес-процессами, а также интегрированных, комплексных решений и систем. К создаваемым системам предъявляются новые требования, при этом растет спрос и на недорогие решения.
Леонид Кузьмин / CNews
Презентации участников круглого стола