Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Разорит ли интерактивное телевидение AOL?

Индустрия интерактивного телевидения развивается всё быстрее и становится всё более обсуждаемой. Новый проект американской корпорации AOL относится именно к этой области. Сервис AOLTV позволяет пользователям мгновенно посылать сообщения и вести чаты в реальном времени, просматривая свои любимые телепрограммы. Подобные же действия предприняла и корпорация Microsoft. Как сказано в распостранённом недавно анонсе Microsoft, к таким существующим сегодня возможностям консоли WebTV, как комбинированное управление программами и доступ в интернет, должны быть добавлены новые - например, мгновенное воспроизведение показанного. Комерческие возможности, предоставляемые интерактивным телевидением, воодушевляют торговые фирмы. Если техологии интерактивного телевидения оправдают возлагаемые на них ожидания, то зритель, например, сможет заказывать одежду, в которую одет персонаж кинофильма, лишь кликнув на нее. При просмотре спортивных передач у зрителя будет возможность самостоятельно выбирать ракурс обзора и переключаться между камерами.

Все эти футуристические замыслы должны были в ближайшем будущем реализоватся на практике, однако сейчас большинство проектов интерактивного телевидения находится на грани разорения или консервации.

Почему это происходит ? Люди предпочитают смотреть, а не действовать. За десятилетия существования телевещания зрители выработали пассивное отношение к происходящему на экране и пилотные проекты интерактивного телевидения не заставили их изменить привычки. "Телевидение было идеальным партнёром зрителя, - говорит Роберт Томпсон, профессор кинематографии и телевидения Университета Сиракуз - Оно лишь давало и ничего не требовало взамен.''

Даже руководство WebTV признаёт, что заставить своих потенциальных клиентов отказаться от пассивного просмотра было очень сложно. Компания WebTV, начавшая свою работу в 1996 г., и казавшаяся тогда предвестником будущего, к cегодняшнему дню продала лишь около 1 миллиона своих консолей, что недостаточно для изменения ситуации на рынке. Фактически, все эксперементы с интерактивностью телевидения провалились или исчерпали себя. В середине девяностых компания Time Warner организовала в г. Орландо работу системы, названной Full Service Network. Она представляла из себя проект предоставления "видео-по-запросу", а также онлайновых покупок и игр с помощью специальной консоли. Сервис не имел успеха. Другие попытки, как тогда говорили, "взять всё лучшее у интернета и телевидения" также имели весьма показательные (и неутешительные) результаты. Шоу Homicide предложило своим зрителям веб-сайт, дополняющий сюжет, развивающийся в телеэфире, но этот ход принёс не так уж много дивидентов. А "живая" трансляция одного из эпизодов The Drew Carey Show в Сети вряд ли была чем-либо большим, чем маркетинговой уловкой.

Почему же представители AOL считают, что смогут добиться успеха там, где не повезло другим ? "Не забывайте, что мы имеем 23 миллиона клиентов" - ответил на этот вопрос Карлос Сильва, вице-президент AOL по програмным продуктам.

Новые телевизионные услуги, которые которые должны быть опробованы на "экспериментальных рынках" - в городах города Феникс, Сакраменто и Балтимор, являются частью корпоративной стратегии "AOL Anywhere". Некоторые из достоинств AOLTV являются модными нововведениями, например, зритель может уменьшать окно с телевизионным изображением, готовя в соседней части экрана электронную почту, проводя время в чатах или "гуляя" в Сети. Пользователи этого сервиса AOL имеют доступ к своим почтовым ящикам и адресным книгам с телевизионной аппаратуры. В отличие от сервиса WebTV, использующего клавиатуру, AOLTV предлагается как более простая в навигации система, поддерживающая выпадающие меню, находящиеся на экране только во время использования. Но оправдываетли это цену ($249 за оборудование и $14.95 в месяц)?

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

За такую сумму покупатели вправе ожидать большего, чем им предлагается. Как AOLTV, так и WebTV испытывают явный недостаток оригинального контента. Из развлекательных услуг WebTV предлагает своим пользователям игры Jeopardy и Wheel of Fortune, но на этом список заканчивается. AOLTV даёт клиентам возможность общаться на собственных каналах этого сервиса, однако особых достоинств заметить в них сложно. Кроме того, интерактивное телевидение в исполнении AOL позволяет получать персонализированные прогнозы погоды от Weather Channel, но подобные услуги давно уже доступны пользователям Сети. То же можно сказать и от просмотре телевизионных программ (не говоря уже об играх, развлекательных и образовательных услугах) - постепенно дешевеющие TV-тюнеры позволяют использовать монитор как телеэкран.

Сервис-провайдеры услуг интерактивного телевидения оказываются в замкнутом круге. Зачем сетям связи и кабельным телестанциям предоставлять свои каналы и тратиться на разработку ПО для сервиса, который ещё только должен привлечь к себе аудиторию (что невозможно без работающих образцов)? Затраты могут не оправдать себя. Производство одной серии популярного комедийного сериала может стоить более 10 миллионов долларов, а расширеная "интрерактивная" версия обойдётся значительно дороже из-за неопределённости прибылей и сравнительно небольшого объёма потенциальной аудитории.

Тем не менее, AOL и Microsoft (а также присоединившиеся к ним ведущие вещательные сети) уверены, что интерактивное телевидение вскоре заменит обыкновенное. Несмотря на отсутствие серьёзных успехов, не все аналитики относятся к перспективам интерактивного ТВ скептически. Так, центр Forrester Research предсказывает, что к 2004 г. пользователи будут тратить от 9 до 10 миллиардов долл. в год на цифровое и интерактивное телевидение. "Когда телевидение только было изобретено, оно буквально копировало радиопрограммы, что было ужасно, - говорит по этому поводу Дэвид Кард, ведущий аналитик компании Jupiter Research - Сейчас же с этим СМИ по популярности не может сравниться ни одно другое, и интерактивное ТВ может ждать тот же успех".