Разделы

Телеком Интернет Веб-сервисы

Привычный мир связи рушится на глазах

Мир IP-телекоммуникаций переживает эпоху бурного роста. Рынок традиционной связи стагнирует, баланс сил нарушен, и игроки все чаще делают ставку на развитие NGN и "другого" интернета.

SIP, SIP, SIP

Пристальное внимание к SIP неслучайно. На этом протоколе строятся те веб-сервисы, из которых складываются бизнес-процессы на современном предприятии. SIP опирается на интернет-протокол, совместим с интернетом, поддерживается большим числом поставщиков оборудования (в отличие от классических телефонных систем), обеспечивает гибкость построения сетей и реальную мобильность, которая недоступна даже мобильным сетям.

Герман Мызовский (Sipnet): Продажа минут не является нашей самоцелью
Герман Мызовский (Sipnet): Продажа минут не является нашей самоцелью

В то же время с внедрением SIP сопряжен ряд проблем. Одна из них связана не с самим протоколом, а консерватизмом людей, которые, по образному выражению Бориса Тышкевича, вице-президента CommuniGate Systems, мыслят "телефонными станциями и телефонами" и безуспешно пытаются привязать к ним новые сервисы. Другая проблема сопряжена с недостаточной отработанностью SIP-решений, из которой происходит вопрос совместимости оборудования различных производителей. Также существуют сложности с NAT, попытки преодолеть которые привели к постепенному уходу от первоначальной идеи Р2Р взаимодействия. Кроме того, в ближайшем будущем возможно возникновение другой проблемы: в открытой SIP-сети наверняка возникнет аналог спама в его "телефонном" варианте.

В качестве одной из тенденций современных IP-коммуникаций выступающий отметил постепенное объединение различных типов коммуникаций – электронной почты, службы мгновенных сообщений (ICQ), телефонии, услуг Presence (контроль присутствия) в едином интерфейсе. Кроме того, очень важным моментом является возможность взаимодействия операторов с операторами и абонентов с абонентами по SIP, минуя телефонные сети общего пользования. Это создает предпосылки для связи абонентов друг с другом из различных альтернативных сетей, которые сегодня являются "замкнутыми мирами". Наконец, большой импульс развитию интернет коммуникаций придаст увеличение числа точек доступа благодаря развитию беспроводных сетей WiFi/WiMAX и увеличение числа мобильных устройств со встроенным SIP-клиентом.

Аналитика по теме «Wi-Fi: Бизнес - модели организации точек доступа»

Тем временем, в России уже действуют реальные SIP-проекты, среди которых, пожалуй, наиболее известный – публичная сеть Sipnet. По словам основоположника Sipnet Германа Мызовского, ведущего специалиста компании "Тарио", к настоящему времени проект вышел на показатель ARPU 1,5 долл., а доля "платящих" пользователей (напомним, что связь внутри сети бесплатна, а звонки на внешние телефоны – мобильные и стационарные осуществляются по специальным тарифам) составляет более 90%. Большую долю клиентов, общее число которых за год с начала эксплуатации сети выросло примерно до 200 тысяч, составляют региональные российские пользователи и зарубежные абоненты.

Sipnet успешно сотрудничает с вендорами – производителями абонентских устройств (компания ставит на их продукцию свои логотипы): "Мы продвигаем вендоров, они продвигают нас". Другие бизнес-модели пока себя не оправдали – Sipnet не пытается заработать на рекламе ("не хотим рекламировать конкурентов"), а "продажа минут", по словам руководителя проекта, не является самоцелью компании (по его мнению, это направление малоперспективное).

Среди основных проблем – недостаток российских клиентов ввиду низкого проникновения ШПД в домашнем сегменте (около 2%). Кроме того, компания отказалась работать с дилерами по приему платежей (они забирают себе до 45% доходов) – как следствие практикуются в основном только электронные платежи. Есть проблемы с "паразитным" трафиком – число "паразитных" трансакций колеблется в зависимости от времени суток от 40 до 70 в секунду на каждый порт. Впрочем, эти трудности – решаемые, и у компании еще есть время, чтобы их успешно преодолеть до того времени, как проникновение ШПД в России значительно увеличится.

Будущее телекома

Сергей Пимков, Selectel: Какие IaaS-решения нужны бизнесу в 2022 году
Облачные сервисы

В долгосрочном плане у классической телефонии, по-видимому, нет будущего. Перспективная модель телекоммуникационной инфраструктуры, по всей видимости, связана с некоторой комбинацией (как с точки зрения технологий, так и в плане бизнеса) интернета и телефонии.

Алексей Рокотян (
Алексей Рокотян ("Норильск-Телеком"): Будущее телекоммуникаций – это не телефония

При этом новая модель должна вобрать в себя все лучшее, что им присуще – быть такой же гибкой и насыщенной сервисами, как интернет, и столь же предсказуемой, как телефония. И конечно, новые телекоммуникации должны удовлетворять требованиям общественной и сетевой безопасности.

"Будущее телекоммуникаций – это не телефония, а интернет. Но не тот интернет, которым мы сегодня имеем дело", - говорит Алексей Рокотян, первый заместитель генерального директора компании "Норильск-Телеком". Добавим, что будущее телекоммуникаций в России будет во многом определяться теми, кто контролирует "пищевую цепочку". И события последних лет явно свидетельствуют в пользу этого тезиса.

Михаил Соловьев, МТС: В месяц мы реализуем 4-5 миграций из иностранных сервисов в облако МТС
Облачные сервисы

Виталий Солонин / CNews

Аналитика по теме «Wi-Fi: Бизнес - модели организации точек доступа»

* При подготовке статьи использованы материалы 11-ой конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям, организованной компаниями CompTek и CTI