Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Oracle BI для СМБ: первое внедрение в российском ритейле

Широкое распространение систем бизнес-аналитики пока не характерно даже для крупных компаний, не говоря уже о сегменте СМБ. Однако встречное движение со стороны среднего и малого бизнеса и разработчиков BI-систем в последнее время явно набирает темп. Появление специализированного решения для предприятий СМБ в списке продуктов Oracle стало заметным событием для рынка в целом. Первое внедрение этого решения в России, в сети магазинов Camel Active, осуществила компания Borlas Retail.

Российский рынок BI растет весьма впечатляющими темпами (около 50% в год), однако в денежном выражении его объем еще достаточно скромен. Количество внедрений сложных вертикальных решений бизнес-аналитики невелико. В то же время и на Западе они еще не стали массовым явлением. Основными заказчиками BI-систем сегодня становятся крупные компании, однако их примеру постепенно начинают следовать и представители среднего и даже малого бизнеса. Создатели BI-решений в свою очередь тоже обратили внимание на сегмент СМБ, адаптировав под него уже существующие продукты или, что гораздо показательнее, создав принципиально новые.

В июле 2007 года Oracle выпустила BI-решение, предназначенное специально для компаний среднего и малого бизнеса - Oracle Business Intelligence Standard Edition One. Внедрение этого продукта в России, а именно в сети магазинов Camel Active, осуществила компания Borlas Retail.

Borlas Retail - системный интегратор, работающий в области комплексной автоматизации рознично-оптовых  предприятий торговли промышленными товарами. Основными направлениями деятельности являются разработка и внедрение комплексных решений автоматизации предприятий; разработка специализированных программных продуктов; обеспечение технической поддержки и сопровождения программного обеспечения; сервисное гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования; консалтинг.

Компания является разработчиком специализированного программного комплекса TradeX, предназначенного для автоматизации магазинов одежды, обуви, аксессуаров и подарков, детских, спортивных, ювелирных украшений, парфюмерии и косметики.

Как рассказала Любовь Рыбакова, генеральный директор компании Borlas Retail, направление, занимающееся внедрением BI-решений, было открыто в компании в этом году. К этому подтолкнули запросы клиентов, чей растущий бизнес с постоянно увеличивающимся количеством данных и используемых систем требовал промышленного решения, которое позволило бы оперативно получать и анализировать большие объемы информации.

Особенностью информационно-аналитических систем является быстрый эффект от их внедрения. Продукты такого класса представляют собой специализированную надстройку над уже действующими на предприятии учетными системами и не требуют обязательной замены функционирующих программно-технических комплексов (системы бухгалтерского учета и оперативного управления) и внедрения дорогостоящих систем уровня ERP, что позволяет сэкономить средства предприятия.

Сотрудничество Camel Active и Borlas Retail началось еще в 2005 году с внедрения в сети системы TradeX. Перед внедрением BI-системы был проведен тендер, победу в котором также одержала Borlas Retail. Для интегратора это было первое внедрение Oracle BI, что подразумевало определенные риски для заказчика. Вместе с тем, ни одна, ни другая компания серьезных трудностей в ходе реализации проекта не отметили.

Чего хочет ритейл?

В структуру Camel Active в России сегодня входят центральный офис, удаленный склад, 20 магазинов в Москве и 12 в Санкт-Петербурге. В качестве инструментов управления использовались специализированная торговая система TradeX, программа "1С: Бухгалтерия" и таблицы Excel.


В структуру Camel Active в России сегодня входят центральный офис, удаленный склад, 19 магазинов в Москве и 12 в Санкт-Петербурге

Отечественные разработчики создадут замену Microsoft System Center
Инновации для промышленности

Для Camel Active в России, особенно в последние годы, был характерен достаточно бурный рост. К моменту принятия решения о внедрении аналитической системы компания представляла собой холдинг, в который входило несколько юридических лиц. Несмотря на то, что операционная деятельность всех подразделений была объединена программным комплексом TradeX, существовали и отдельные информационные системы внутри каждого из них, а часть участков деятельности была слабо автоматизирована. Как следствие, получение информации для анализа деятельности компании было затруднено: необходимо было собрать и обработать данные из многих источников.

Camel Active – сеть магазинов мужской одежды, обуви, часов и аксессуаров. Торговая марка представлена в 44 странах мира. Всего насчитывается 14000 торговых точек. Первый магазин Camel Active в России открылся в ноябре 1997 года. На сегодняшний день продукция под торговой маркой Camel Active продается в 20 российских городах.

По словам ИТ-директора сети Camel Active Александра Плюхина, быстрый рост бизнеса компании в России привел к необходимости не просто учета товаров, а анализа всей информации о деятельности торговой сети. Руководству Camel Active  потребовалась аналитическая система, которая стала бы надстройкой над уже действующими учетными системами и могла бы легко с ними интегрироваться. В этом случае данные, например, из торговой системы автоматически попадали бы в аналитическую для обработки и вывода результатов анализа на мониторы руководителей бизнеса.

Перед ИТ-компанией было поставлено несколько задач, среди которых возможность ежемесячного анализа финансовых результатов каждого подразделения сети (оборот с учетом аренды, затраты на товар, зарплата, прочие расходы и т.п.) с возможностью их последующего агрегирования. Наряду с этим, требовалась возможность учета сделанных в магазин инвестиций (отделка, оборудование, депозит и пр.), а также пропорционального переноса на финансовые результаты магазинов постоянных затрат офиса (аренда, зарплата, прочие расходы).


Александр Плюхин: Camel Active  потребовалась аналитическая система, которая стала бы надстройкой над уже действующими учетными системами

Искусственный интеллект помог сохранить редкий язык
Инновации для промышленности

Как рассказал Александр Плюхин, на первом этапе проекта было принято решение несколько расширить спектр задач и кроме комплексной аналитики деятельности компании в целом разработать специальную отчетность и средства анализа для подразделений оптовой и розничной торговли. Это несколько усложнило процесс внедрения, но позволило построить общую модель данных предприятия и определить наиболее уязвимые места. В последующем реализация проекта проходила в соответствии с планом и не вызвала значительных трудностей.