Oracle BI для СМБ: первое внедрение в российском ритейле
Широкое распространение систем бизнес-аналитики пока не характерно даже для крупных компаний, не говоря уже о сегменте СМБ. Однако встречное движение со стороны среднего и малого бизнеса и разработчиков BI-систем в последнее время явно набирает темп. Появление специализированного решения для предприятий СМБ в списке продуктов Oracle стало заметным событием для рынка в целом. Первое внедрение этого решения в России, в сети магазинов Camel Active, осуществила компания Borlas Retail.Российский рынок BI растет весьма впечатляющими темпами (около 50% в год), однако в денежном выражении его объем еще достаточно скромен. Количество внедрений сложных вертикальных решений бизнес-аналитики невелико. В то же время и на Западе они еще не стали массовым явлением. Основными заказчиками BI-систем сегодня становятся крупные компании, однако их примеру постепенно начинают следовать и представители среднего и даже малого бизнеса. Создатели BI-решений в свою очередь тоже обратили внимание на сегмент СМБ, адаптировав под него уже существующие продукты или, что гораздо показательнее, создав принципиально новые.
В июле 2007 года Oracle выпустила BI-решение, предназначенное специально для компаний среднего и малого бизнеса - Oracle Business Intelligence Standard Edition One. Внедрение этого продукта в России, а именно в сети магазинов Camel Active, осуществила компания Borlas Retail.
Borlas Retail - системный интегратор, работающий в области комплексной автоматизации рознично-оптовых предприятий торговли промышленными товарами. Основными направлениями деятельности являются разработка и внедрение комплексных решений автоматизации предприятий; разработка специализированных программных продуктов; обеспечение технической поддержки и сопровождения программного обеспечения; сервисное гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования; консалтинг.
Компания является разработчиком специализированного программного комплекса TradeX, предназначенного для автоматизации магазинов одежды, обуви, аксессуаров и подарков, детских, спортивных, ювелирных украшений, парфюмерии и косметики.
Как рассказала Любовь Рыбакова, генеральный директор компании Borlas Retail, направление, занимающееся внедрением BI-решений, было открыто в компании в этом году. К этому подтолкнули запросы клиентов, чей растущий бизнес с постоянно увеличивающимся количеством данных и используемых систем требовал промышленного решения, которое позволило бы оперативно получать и анализировать большие объемы информации.
Особенностью информационно-аналитических систем является быстрый эффект от их внедрения. Продукты такого класса представляют собой специализированную надстройку над уже действующими на предприятии учетными системами и не требуют обязательной замены функционирующих программно-технических комплексов (системы бухгалтерского учета и оперативного управления) и внедрения дорогостоящих систем уровня ERP, что позволяет сэкономить средства предприятия.
Сотрудничество Camel Active и Borlas Retail началось еще в 2005 году с внедрения в сети системы TradeX. Перед внедрением BI-системы был проведен тендер, победу в котором также одержала Borlas Retail. Для интегратора это было первое внедрение Oracle BI, что подразумевало определенные риски для заказчика. Вместе с тем, ни одна, ни другая компания серьезных трудностей в ходе реализации проекта не отметили.
Чего хочет ритейл?
В структуру Camel Active в России сегодня входят центральный офис, удаленный склад, 20 магазинов в Москве и 12 в Санкт-Петербурге. В качестве инструментов управления использовались специализированная торговая система TradeX, программа "1С: Бухгалтерия" и таблицы Excel.
В структуру Camel Active в России сегодня входят центральный офис, удаленный склад, 19 магазинов в Москве и 12 в Санкт-Петербурге
Для Camel Active в России, особенно в последние годы, был характерен достаточно бурный рост. К моменту принятия решения о внедрении аналитической системы компания представляла собой холдинг, в который входило несколько юридических лиц. Несмотря на то, что операционная деятельность всех подразделений была объединена программным комплексом TradeX, существовали и отдельные информационные системы внутри каждого из них, а часть участков деятельности была слабо автоматизирована. Как следствие, получение информации для анализа деятельности компании было затруднено: необходимо было собрать и обработать данные из многих источников.
Camel Active – сеть магазинов мужской одежды, обуви, часов и аксессуаров. Торговая марка представлена в 44 странах мира. Всего насчитывается 14000 торговых точек. Первый магазин Camel Active в России открылся в ноябре 1997 года. На сегодняшний день продукция под торговой маркой Camel Active продается в 20 российских городах.
По словам ИТ-директора сети Camel Active Александра Плюхина, быстрый рост бизнеса компании в России привел к необходимости не просто учета товаров, а анализа всей информации о деятельности торговой сети. Руководству Camel Active потребовалась аналитическая система, которая стала бы надстройкой над уже действующими учетными системами и могла бы легко с ними интегрироваться. В этом случае данные, например, из торговой системы автоматически попадали бы в аналитическую для обработки и вывода результатов анализа на мониторы руководителей бизнеса.
Перед ИТ-компанией было поставлено несколько задач, среди которых возможность ежемесячного анализа финансовых результатов каждого подразделения сети (оборот с учетом аренды, затраты на товар, зарплата, прочие расходы и т.п.) с возможностью их последующего агрегирования. Наряду с этим, требовалась возможность учета сделанных в магазин инвестиций (отделка, оборудование, депозит и пр.), а также пропорционального переноса на финансовые результаты магазинов постоянных затрат офиса (аренда, зарплата, прочие расходы).
Александр Плюхин: Camel Active потребовалась аналитическая система, которая стала бы надстройкой над уже действующими учетными системами
Как рассказал Александр Плюхин, на первом этапе проекта было принято решение несколько расширить спектр задач и кроме комплексной аналитики деятельности компании в целом разработать специальную отчетность и средства анализа для подразделений оптовой и розничной торговли. Это несколько усложнило процесс внедрения, но позволило построить общую модель данных предприятия и определить наиболее уязвимые места. В последующем реализация проекта проходила в соответствии с планом и не вызвала значительных трудностей.