Разделы

Бизнес Законодательство

Николай Ильин: Можно говорить о наступлении в России нового этапа развития информационного общества

Информатизация органов государственной власти России вступила в новую фазу — на смену эпохе массовых поставок оборудования пришло время разработки и внедрения крупных информационных систем, направленных не только на поддержание внутренних функций министерств и ведомств, но и на решение задач управления страной. Об этом в интервью CNews рассказал начальник Управления информационных систем Спецсвязи ФСО России, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Николай Ильин.

CNews: Какие сложности возникали в процессе реализации первой очереди системы?

Николай Ильин: Объективной трудностью является то, что впервые на государственном уровне создается полнофункциональная система, включающая в себя модули планирования, регулирования, контроля, отчетности и требующая реализации новых проектных решений на всех этапах государственного управления. Многие решения приходится разрабатывать "с чистого листа" и внедрять в короткие сроки.


Николай Ильин: Многие решения для реализации системы приходится разрабатывать "с чистого листа" и внедрять в короткие сроки

При этом постоянно совершенствуется сама система управления, модернизируется система показателей, методов принятия решений на муниципальном, региональном, федеральном уровнях, на уровне округов. И, конечно, возникает проблема адаптации разрабатываемых информационных систем и технологий под реальные задачи государственного управления. Информационные системы и технологии должны быстро реагировать на те инновации, которые возникают в системе управления. Завтра вдобавок к уже реализуемым вполне могут добавиться новые "приоритетные проекты" — развитие оборонно–промышленного комплекса, машиностроения, атомной промышленности и др.

Реальной проблемой является обучение специалистов по всей стране работе с современными системами подготовки и загрузки информации, использованию математических моделей и современных инструментальных средств аналитической обработки, комплексирования и визуализации информации.

Есть сложности и в налаживании межведомственного взаимодействия в процессе реализации системы.

CNews: Создаваемая система пока затрагивает исключительно приоритетные национальные проекты, но в дальнейшем будет распространена на все сферы деятельности государства?

Николай Ильин: Конечно, это только начало. Мировой опыт говорит о том, что проектно-ориентированный подход в условиях  рыночной экономики является наиболее эффективным методом достижения поставленных целей. К сожалению, об использовании обоснованного научно-методологического подхода к созданию такого рода систем, тем более в государственном масштабе, в нашей стране  говорить пока не приходится.

Поэтому одной из главных для отечественной науки я вижу задачу создания современной научной базы государственного управления. С одной стороны, она должна опираться на мировой опыт использования проектного подхода в государственных интересах. С другой – учитывать реалии и специфику нашей страны. На ее основе в единую систему должны быть увязаны и целеполагание, и планирование, и контроль, и регулирование, причем на всех  уровнях системы государственного управления и с участием всех ее звеньев — от конкретного гражданина или предприятия до отраслей экономики, социальной сферы и государства в целом.

Только так, наращивая и развивая теоретическую базу, постоянно опробуя ее в конкретных проектах, мы сможем действительно создать прообраз системы государственного управления.

CNews: Какие еще подсистемы будут включены в ГАС "Управление"?

Николай Ильин: Кроме подсистемы контроля реализации национальных проектов в ГАС "Управление" актуальной является задача создания подсистем, обеспечивающих решение и других функциональных задач управления.

Одной из важнейших является задача создания единой, взаимоувязанной по уровням ответственности и исполнения систем целеполагания и планирования реализации крупных государственных проектов. Это позволит создать эффективный механизм экономической и организационной интеграции не только мероприятий "внутри" и "между" различными проектами, но и обеспечить разработку инструментария для их реализации — согласованных федеральных, ведомственных, региональных целевых программ.

Тесно связанной с предыдущей является задача регулирования — обеспечения соответствия результатов реализации проектов заданным срокам, требованиям качества, объемам финансирования. Создание такой подсистемы должно обеспечить не только эффективное управление деятельностью исполнителей — конкретных хозяйствующих субъектов, но и позволить оценить эффективность работы различных инстанций органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того должны быть созданы условия для обеспечения доступа граждан и бизнес–сообщества к актуальной информации о ходе реализации конкретных проектов, а также возможность открытой оценки этих результатов, в т.ч. на основе проведения социологических и экспертных опросов.

CNews: В настоящее время практически все ведомства, ответственные за реализацию приоритетных национальных проектов, например, Минздравсоцразвития, создают свои системы мониторинга. Не будут ли их информационные ресурсы дублировать создаваемую систему?

Николай Ильин: Конечно нет. Для того чтобы министерства могли управлять своими подразделениями, им необходимо собирать информацию, обрабатывать ее и принимать соответствующие решения. Поэтому создание соответствующих "собственных" информационных систем просто необходимо.

Министерства могут использовать нашу инфраструктуру – каналы связи, региональные и федеральные информационно–аналитические центры и др. для получения нужной информации с целью ее последующей обработки и анализа. При этом информацию о реализации национальных проектов  на региональном уровне предоставляем мы, а на федеральном уровне – соответствующие министерства. Таким образом, информация не дублируется, а дополняется.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

В то же время, министерства реализуют не только национальные проекты. Для того чтобы управлять министерством в целом — кадрами, ресурсами, строительством необходима  отраслевая система управления. Аналогичная ситуация и в субъектах  РФ, где требуется многоуровневая система, которая доходила бы до городов, населенных пунктов и содержала информацию о том, как живут люди, какие у них проблемы, что необходимо сделать и в области образования, и в здравоохранении, и во всех других сферах.

CNews: Не возрастет ли в связи с созданием ГАС "Управление" угроза информационной безопасности страны? Ведь эта система будет являться "единой точкой доступа" к важнейшим информационным ресурсам государственных ведомств.

Николай Ильин: Безопасность — это важнейший вопрос при построении такой системы. В ГАС "Управление" проблемы безопасности решаются путем использования защищенной информационно–коммуникационной инфраструктуры — специальных защищенных каналов связи, комплексов и средств информационной безопасности на различных участках переработки информации и др. Такое решение — не альтернатива использованию Интернет, пусть даже и "очень защищенному". Это единственно правильный шаг, если мы действительно хотим обеспечить и надежность, и непрерывность, и устойчивость системы государственного управления. А что такое "безопасный" Интернет мы хорошо знаем — тысячи ежедневно отражаемых атак на сайты органов власти лучшее тому подтверждение.

CNews: Как вы оцениваете перспективы развития информатизации в России?

Николай Ильин: Можно говорить о наступлении в России нового этапа развития информационного общества. Да, мы, в основном, научились автоматизировать повседневную деятельность: дома — использовать возможности совместной работы Интернет, мобильной связи и домашней техники, вплоть до реализации технологий "умного здания", на работе — оптимизировать управление документами, ресурсами, персоналом и т.п., в государстве — обеспечивать непрерывный мониторинг и контроль состояния дел в экономике, социальной сфере, вопросах национальной безопасности.

Медленно, но верно на фоне потребительского отношения к информационным системам сегодня набирает силу новый подход. Он позволяет не только использовать или адаптировать отдельные существующие решения, но и придать им на основе интеграции иное качество или создать совершенно новый продукт. И конечно, чем динамичнее будут развиваться экономика, укрепляться институты гражданского общества, совершенствоваться система государственного управления, тем больше будет спрос на создание таких новых, в смысле подхода, систем.

Рассматривая информационную систему как совокупность соответствующих видов обеспечения, можно констатировать, что с точки зрения создания и эксплуатации так называемого "скелета" — технических средств, базового ПО, коммуникаций — все более менее ясно, и разработка систем, в этом смысле, является скорее задачей выбора "правильного" системного интегратора.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Совсем иной представляется картина, если задаться вопросами типа: "А что делать с этой "грудой железа" дальше?", "Где и как собрать необходимые данные?", "Кто будет отвечать за качество представляемой пользователям информации?".

Вот почему сегодня можно уверенно говорить о существенном смещении акцентов в сторону развития именно информационного обеспечения — всего того, что определяет качество реализуемых системой технологий сбора, обработки, хранения информации и, в конечном итоге, ее представления пользователям. А это и математические модели, и сложнейшие алгоритмы, и новые принципы организации данных, по сути "вторая производная" обеспечения качества функционирования любой информационной системы. Сегодня важно не просто обладать информацией, а уметь получать на ее основе новые знания, позволяющие реально оценивать ситуацию и прогнозировать ее изменения. Все вместе это можно охарактеризовать как существенное повышение функциональности информационных систем на основе их интеллектуализации.

Реализация этих требований, несомненно, потребует совершенствования существующих и внедрения новых требований к созданию и развитию информационных систем, основанных на междисциплинарном подходе, стыкующим информатику не только с точными науками - математикой, физикой, — но и с лингвистикой, психологией и другими отраслями знаний, изучающими различные аспекты обработки информации.

Наталья Рудычева / CNews