Разделы

Бизнес Законодательство

Николай Ильин: Можно говорить о наступлении в России нового этапа развития информационного общества

Информатизация органов государственной власти России вступила в новую фазу — на смену эпохе массовых поставок оборудования пришло время разработки и внедрения крупных информационных систем, направленных не только на поддержание внутренних функций министерств и ведомств, но и на решение задач управления страной. Об этом в интервью CNews рассказал начальник Управления информационных систем Спецсвязи ФСО России, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Николай Ильин.

CNews: В настоящее время завершается подготовка городской целевой программы "Электронная Москва-2", рассчитанной на 2008-2010 годы. Каковы ее ключевые задачи и проблемы?

Николай Ильин: В 2008 году в рамках реализации городской целевой программы "Электронная Москва-2" начнется новый этап информатизации столицы России. Опережающие темпы роста сектора ИТ в 2006-2007 годах несомненно придадут ей новый импульс. Основные усилия, при этом, должны быть сосредоточены по двум направлениям.


Николай Ильин: В 2006 году введена первая очередь ГАС "Управление", которая включает в себя систему информационной поддержки управления национальными проектами

Во-первых, это, конечно, завершение и дальнейшее развитие проектов, реализованных на сегодняшнем этапе выполнения программы. Приоритетной является задача не просто создания и внедрения тех или иных ИКТ-систем, а их унификации и интеграции, что обеспечит предоставление пользователям информационных услуг нового качества. По сути, именно такой подход может явиться основой для обеспечения в будущем функционирования органов власти города в режиме "электронного правительства". Решение этой задачи невозможно без разработки единого комплекса стандартов, классификаторов и т.п., предназначенных для унифицированного предоставления информации на всех этапах ее обработки. Это позволит обеспечить согласованное функционирование городских информационных систем, решить задачи межотраслевого обмена городскими информационными ресурсами и информационного взаимодействия органов власти и бизнес-структур.

Технологической основой для решения интеграционных задач может стать создаваемая система городских информационных порталов — правительства Москвы, крупных ведомств, префектур и управ. Веб-сайты сегодня есть уже у всех комплексов и департаментов правительства Москвы, у всех префектур и управ районов. Стоит задача создания единой системы. При этом именно такая, "портальная", технология позволяет максимально эффективно использовать типовые решения для территориальных органов — префектур и районных управ. С точки зрения "внутренней" интеграции, на уровне организации потоков данных, необходимо завершение работ по созданию единой системы электронного документооборота.

Вторым направлением является разработка и внедрение на основе созданной ИКТ-инфраструктуры современных технологий и систем, обеспечивающих предоставление пользователям новых видов сервисов и информационных услуг. В рамках этого направления можно выделить две задачи. Решение первой обусловлено необходимостью перехода на качественно новых уровень использования прежде всего информационных ресурсов. Такой переход предполагает существенное смещение акцентов в сторону качества вторичной или аналитической обработки накопленных данных. Так, например, в рамках создаваемой правительством Москвы системы обеспечения безопасности города в режиме реального времени мониторингу подлежат тысячи объектов, состояние каждого из которых характеризуется десятками показателей в различных форматах — числовом, текстовом, видео и др. Образуются гига- и терабайты информации. В таких условиях сложность задач хранения информации, ее оперативной обработки и предоставления результатов пользователям для принятия решений резко возрастает. В этом случает приоритетом является не только выбор наиболее информативных показателей, но и разработка соответствующей технологии, позволяющей оптимизировать их сбор и обработку.

Ключом к решению этой задачи является развитие аналитической компоненты создаваемых информационных систем на основе разработки и внедрения соответствующих инструментальных средств обработки данных. Опыт эксплуатации подобных систем в интересах органов государственной власти, в том числе и для решения таких масштабных задач, как управление приоритетными национальными проектами, позволят объективно говорить об эффективности такого подхода.

Вторая задача связана с предыдущей, но качество именно ее решения во многом определяет эффективность управления столичной инфраструктурой и состоянием дел в городе. Речь идет о создании взаимоувязанной системы, обеспечивающей руководству города возможность не только оперативно и достоверно узнавать о проблемах в городе в целом, в отдельных отраслях или на объектах его инфраструктуры, но и объективно понимать причины происходящего, своевременно определять рациональные пути их устранения.

Прообразом может являться создаваемая ФСО России в интересах органов государственной власти система ситуационных центров и ситуационных комнат, имеющих как стационарную, так и мобильную компоненты. Такая система позволяет обеспечить руководству страны независимо от его местонахождения комплексную информационно-аналитическую поддержку решения самого широкого спектра задач государственного управления.

Поэтапное создание аналогичной системы в виде ситуационных центров для мэра города и его заместителей по направлениям деятельности, а также ситуационных комнат для префектов и руководителей управ позволит совершить качественный скачок в подготовке и исполнении необходимых управленческих решений, эффективном расходовании бюджетных средств.

В целом, реализация рассмотренных направлений в рамках программы "Электронная Москва-2" должна не только повысить эффективность государственного и городского управления, конкурентоспособность экономики и степень развития общества, но также способствовать реализации концепции "интеллектуальный город" и превращению Москвы в одну из ведущих информационных столиц мира.

CNews: Какие информационные задачи вы могли бы решать совместно с соответствующими подразделениями мэрии Москвы?

Николай Ильин: Есть широкий класс задач, совместное решение которых принесло бы обоюдную пользу. Например, мониторинг социально-экономической и общественной ситуации, обеспечение информационной безопасности в системах управления, разработка методологии развития ПТК в системах управления, разработка и развитие ситуационных центров управления и многие другие задачи.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

CNews: В 2006 году завершился первый этап создания системы управления национальными проектами, которым были предусмотрены проектирование и ввод в опытную эксплуатацию первой очереди системы, включая отработку технологий информационного взаимодействия заинтересованных органов власти. Каковы итоги первого этапа?

Николай Ильин: В 2006 году введена первая очередь ГАС "Управление", которая включает в себя систему информационной поддержки управления национальными проектами. Создана система сбора информации от всех предприятий, муниципальных образований, участвующих в реализации этих проектов. Информация интегрируется в региональных информационно-аналитических центрах и по выделенным каналам связи передается в главный информационно-аналитический центр. После обработки, проверки эта информация предоставляется Президенту, администрации Президента, правительству, министерствам, руководителям субъектов РФ, которые участвуют в выполнении проектов.

Для реализации задач оперативного управления созданы система сбора, накопления и хранения информации, система визуализации результатов реализации проектов, система подготовки управленческих решений, система оценки общественного мнения, в т.ч. в СМИ. Система сбора информации одновременно обеспечивает оценку ее достоверности, полноты, проверку качества этой информации на всех уровнях. Развернута система видеоконференцсвязи, объединяющая все субъекты РФ и обеспечивающая проведение совещаний и видеоконференций в режиме "единого информационного окна".

CNews: Как происходит наполнение и обновление информации в системе?

Николай Ильин: В системе существует два типа информации. Первый — статистическая, отчетная информация. Она содержит интегральные оценки состояния дел и довольно статична — обновляется раз в месяц, раз в квартал и даже раз в год. Второй тип — оперативная, динамическая информация, которая собственно и является управленческой. Она содержит сведения о количестве заключенных контрактов, количестве врачей, которым реально повысили заработную плату, ведомости школ с характеристиками программных комплексов, которые в них развернуты и т.п. На основе такой информации можно быстро выявлять проблемы и вопросы, возникающие в процессе реализации проектов, судить об их качестве.

При этом очень много внимания уделяется проблемам обеспечения достоверности, полноты и своевременности информации. Создана система специальных информационных фильтров, которая позволяет это реализовать.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Большое  внимание уделяется сейчас информации о демографической ситуации. Сегодня утверждена новая система показателей, с помощью которых можно объективно оценивать демографическую ситуацию в стране. В ближайшее время на Совете по национальным проектам будет рассмотрена новая система показателей, с более рациональными схемами сбора, обработки и представления информации.

Большое внимание и сейчас, и в дальнейшем будет уделяться вопросам аналитической обработки данных.

Одновременно будет обеспечено представление информации о реализации проектов гражданам, изучаться мнение специалистов и общества в целом о том, как они воспринимают результаты национальных проектов.