Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

ИТ в банках: бюджет растет, ПО меняется

Уровень информатизации российского банковского сектора традиционно остается достаточно высоким. При этом наблюдаются процессы постепенной замены морально устаревшего ПО и "самописных" систем известными российскими решениями. Иностранцев в России на рынке банковского ПО не жалуют.

Свежие вливания в российскую банковскую розницу

В настоящее время рынок розничных банковских услуг активно развивается, банки предлагают частным лицам всё более интересные и привлекательные продукты и услуги. Как следствие, возрастают требования к технологической платформе, которая способна обеспечить банкам конкурентоспособность.

Лидерами на рынке автоматизации розничных банковских услуг являются R-Style Softlab, компания «Диасофт» и ЦФТ. В то же время значительная часть банков автоматизирует данное направление собственными силами.

Основными причинами отказа от используемой системы являются ее моральное устаревание и недостаточность функционала, Это свидетельствует о том, что в последнее время критерии к автоматизированным системам розничного обслуживания существенно изменились. Эти изменения продиктованы развитием розничного бизнеса, высокой конкурентной средой и появлением новых, интересных банковских продуктов, что, в свою очередь, стало возможным благодаря развитию ИТ.

Всё больший акцент при разработке проектов по автоматизации розничных услуг делается на установку и отладку ПО рабочих мест в территориально распределенной сети (при развитии сети операционных касс, пунктов выдачи и погашения кредитов и т.п.) и автоматизацию потребительского кредитования. В частности, возможность удаленной работы с анкетами заемщиков в режиме онлайн, оперативное принятие решения по выдаче кредита, прием платежей в различных точках торгово-сервисных предприятий, то есть актуальной задачей является использование фронт-офиса. Таким образом, организация розничного бизнеса диктует такие требования к системам, как наличие фронт- и бэк-офисных программных решений, направленных на решение задач, характерных для класса данных составляющих. Помимо этого, необходима отладка различных приложений, таких, например, как call-центры. А для этого необходимо обеспечить работу всех приложений в едином информационном пространстве, что, в свою очередь, диктует потребность в интеграционной платформе.

Отчетность задает темп

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

На рынке банковского ПО в настоящее время существует большой спрос на решения для формирования регламентированной отчетности для Банка России и налоговых органов (в том числе МСФО). Задача регламентированной отчетности, над которой поставщики решений бьются уже второй десяток лет, до сих пор воспринимается большинством банков как проблема. Именно поэтому решением задачи управленческой отчетности озабочено менее половины банков (а это, по сути дела, – информация для принятия управленческих решений, основной двигатель развития ИТ в банках развитого мира). Что же касается МСФО, выходящей за рамки требований Банка России, то при всей «раскрученности» эта задача беспокоит чуть более 10% респондентов.

Распределение систем автоматизации отчетности для Банка России

Распределение систем автоматизации отчетности для Банка России

Источник: CNews Analytics, 2006

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о явном предпочтении банков в выборе таких решений для отчетности, которые являются составной частью основной АБС. Это так же естественно, как естественно желание решать все проблемы нажатием одной кнопки. Кроме этого, необходимо отметить, что до сих пор именно регламентированная отчетность (а не требования бизнеса) зачастую определяет требования к АБС, и тут главным заказчиком решения оказывается главный бухгалтер банка. Также вполне заслуженно и объяснимо «почетное второе место» собственных разработок: при неудовлетворенности функционалом АБС банки идут по пути «дешево и сердито», что оказывается не всегда реально дешево и далеко не всегда «сердито» – в том понимании, какое изначально было у пользователя. Выбор всего 1% решений, построенных на базе Хранилища данных, говорит о том, что такие решения могут себе позволить только солидные банки, но даже они далеко не всегда видят все преимущества решения такого класса. В любом случае, одно то, что для автоматизации наиболее востребованного вида отчетности – регламентированной – Excel используется в три раза чаще, чем Хранилище данных, уже говорит о многом. Это, в общем, свидетельствует как об относительной «незрелости» процессов в самих банках, так и о скудости предложений профессиональных разработчиков.

В существующей ситуации наличествует тенденция к росту спроса на решения, создаваемые на хранилищах данных, так как только применение этих технологий соответствует тем потребностям, которые определяют выбор банков.

CNews Analytics