Разделы

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения

ИТ в банках: бюджет растет, ПО меняется

Уровень информатизации российского банковского сектора традиционно остается достаточно высоким. При этом наблюдаются процессы постепенной замены морально устаревшего ПО и "самописных" систем известными российскими решениями. Иностранцев в России на рынке банковского ПО не жалуют.

Финансовый бизнес, чувствительный к оперативности и точности обработки данных, всегда много инвестировал в развитие ИТ-инфраструктуры и соответствующего программного обеспечения. Однако исследование рынка ИТ в целом показало, что не во всех банках выработана достаточно продуманная и взвешенная ИТ-стратегия, что существенно влияет на качество их информатизации.

Отделы информационных технологий более половины банков (65%)работают в соответствии с утвержденной ИТ-стратегией. Однако представители 5% опрошенных финансовых организаций не удовлетворены основными положениями существующей стратегии. Это может быть связано с расхождениями во мнениях ИТ-персонала, более компетентного в данной области, и руководства банка, от которого во многом зависит реализация положений стратегии. Ситуация, когда ИТ–стратегия формируется руководством банка, наблюдается в 26% опрошенных банков.

Взаимосвязь ИТ-стратегии и бизнес-стратегии банка

Взаимосвязь ИТ-стратегии и бизнес-стратегии банка

Источник: CNews Analytics, 2006

Разработка и реализация банковской ИТ-стратегии, как правило, приводит к увеличению доли ИТ-бюджета в общих расходах банка.

Динамика ИТ-бюджета в банках

Динамика ИТ-бюджета в банках

Источник: CNews Analytics, 2006

Анализ распределения ИТ-бюджета по ресурсам показывает, что две основные статьи затрат – это обновление оборудования и программного обеспечения. Оставшаяся треть бюджета расходуется на оплату услуг связи и оплату труда сотрудников отдела. И совсем незначительная доля ИТ-бюджета приходится на аутсорсинг, пока еще не пользующийся широкой популярностью.

Основная система автоматизации

10 простых шагов: как эффективно внедрить ИИ в бизнес
Искусственный интеллект

Анализ тенденций развития ИТ-отрасли, проведенный в рамках первого исследования, показал, что рынок банковского программного обеспечения стабильно растет. Однако, число разработчиков на российском рынке систем банковской автоматизации (АБС) за последние годы практически не меняется. На рынке сформировалась нормальная конкурентная среда, и выделились явные лидеры.

Распределение разработчиков по общему числу внедрений АБС

Распределение разработчиков по общему числу внедрений АБС

Источник: CNews Analytics, 2006

«Железо как сервис» на площадке заказчика: нюансы выбора
техника

Компании-лидеры занимают на рынке прочные позиции, хорошо узнаваемы и пользуются лояльностью компаний-заказчиков и других игроков банковского рынка. Отсутствие в рейтинге зарубежных АБС свидетельствует о невысокой популярности зарубежных решений в российских банках.

По количеству внедрений АБС в крупных банках абсолютным лидером является компания «Диасофт», занимающая более 30% этого сегмента. Оставшаяся часть рынка распределена между другими компаниями почти равномерно, и доля каждой из них не превышает 10%. Сегмент средних банков является своего рода проекцией ситуации на рынке в целом. Два лидера – «Диасофт» и R-Style Softlab – занимают ведущие позиции и имеют практически одинаковую долю рынка (чуть выше 20%), значительно опережая всех прочих конкурентов. В числе работающих с сегментом мелких банков также заметно выделяются лишь эти две компании, однако R-Style Softlab несколько опережает своего конкурента по доле внедрений. Таким образом, ведущие игроки рынка АБС, имея почти одинаковые позиции на рынке в целом, по-разному лидируют в разных банковских сегментах. Если компания «Диасофт» – лидер автоматизации крупных банков, то R-Style Softlab – основной поставщик решений для небольших банков.

Активное развитие рынка и все возрастающие потребности банковского бизнеса предъявляют новые требования к системам автоматизации: сегодня более 13% опрошенных банков абсолютно не удовлетворены функционирующим ИТ-решением и в связи с этим планируют сменить АБС, причем 67% из них уже определились с выбором компании-производителя.

Основным фактором, объясняющим стремление банка сменить функционирующую АБС, является моральное устаревание системы. Для половины опрошенных специалистов ИТ-службы – это вполне объективная причина модернизации информационного обеспечения банка. Данные опроса свидетельствуют о том, что банки все больше осознают необходимость выбора нового, перспективного решения, построенного на современной промышленной платформе, имеющего настраиваемый документооборот и GUI-интерфейс. Кроме того, банки нуждаются в надежном партнере, способном не только разработать, но и обеспечить качественное сопровождение и развитие решения, которое способно опережать рост бизнеса банка.

Стоит отметить значительное сокращение числа банков, планирующих эксплуатировать собственные разработки. Объясняется это, в первую очередь, ужесточением требований банков к функционалу и масштабируемости решений, что значительно увеличивает финансовые и временные затраты на его разработку и сопровождение и дальнейшее развитие. С другой стороны, это связано с непрерывным ростом требований законодательства. Только за последние 2 года банкам был предъявлен целый ряд требования: по борьбе с терроризмом, по формированию отчетности по международным стандартам, по формированию данных для кредитных бюро и пр. И все это без снижения текущего бремени по формированию обязательной отчетности ЦБ РФ, налоговой и управленческой отчетности. В связи с этим банки делают вывод об экономической нецелесообразности создания и эксплуатации ИТ-решения собственными силами.

Подписаться на новости Короткая ссылка