Разделы

Телеком Интернет Проводная связь Контент Беспроводная связь Инфраструктура Веб-сервисы

"Инфоком – 2006": ИТ-взгляд на нацпроекты

В период с 18 по 21 октября в шести регионах страны прошла масштабная выставка "Инфоком – 2006", на которой были представлены новейшие разработки в области ИТ и связи. Акцент был сделан на проблематику национальных проектов, например, интернетизацию учебных заведений России.

Западные вендоры уже сейчас проявляют большой интерес к школьному интернету и концентрируют этот интерес вокруг своих стендов. Так, Motorola демонстрировала на "Инфокоме" высокоскоростное подключение к интернету одной из подмосковных школ при помощи своей системы Canopy, входящей в семейство решений MOTOwi4. Посещение стенда Motorola министром информационных технологий и связи России Леонидом Рейманом позволяет американскому производителю надеяться на то, что про его решения вспомнят, когда придет время более масштабных проектов. К сожалению, не таким крупным российским производителям от регулятора достается гораздо меньше внимания, хотя очень неплохие решения есть и у них.

Кредо Gilat - связь без границ
Кредо Gilat - связь без границ

Другим перспективным способом подключения некоторых школ к интернету могут стать спутниковые. Один из мировых лидеров в сегменте решений для спутниковой связи Gilat Satellite Networks, также бывший участником выставки, надеется занять в этом проекте весомую долю. Проекты подключения школ к Сети, подобные российскому, были реализованы с участием Gilat, например, в Мексике; а всего в мире в системе образования поставщик разместил о обслуживает более 1000 VSAT-терминалов. В России в области образования на базе системы SkyEdge была построена широкополосная спутниковая сеть Современной Гуманитарной академии, в которой установлено около 70 VSAT и с перспективой расширения до 700.

Интернет по-школьному

Реализуя трехмиллиардную программу "Интернет в каждую школу", как одну из приоритетных составляющих нацпроекта "Образование", государство пошло по самому простому и недорогому варианту. Масштабное строительство современных телекоммуникационных сетей доступа, серьезная модернизация каналов связи, предусматривающая их полную замену на оптическое волокно, в ближайшее время не предусмотрены. Ставка, в основном, сделана на уже имеющиеся "медные" линии, что вообще-то не удивительно – вряд ли бы выделяемой на проект суммы (немногим более $100 млн) хватило на что-то существенно большее. Однако уже сейчас перед школами встает вопрос: хватит ли 128-килобитного канала (такой на сегодня минимальный действующий "школьный" интернет-стандарт) для реализации серьезных образовательных проектов?

Заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Ольга Волжина считает, что указанной скорости вполне достаточно для полноценной работы с существующими электронными образовательными ресурсами, размещенными в Сети, включая виртуальные лаборатории. Но достаточно ли такой ширины канала, скажем, для дистанционного обучения с проведением сеансов видеоконференцсвязи (простое удаленное общение посредством электронной почты, меседжеров и телефонии неэффективно, поскольку не передает целый пласт невербальной информации, которая в образовании имеет особую ценность) или работы «тяжелых» образовательных приложений? Вряд ли. И хотя используемые для предоставления услуги технические решения должны обеспечивать возможность увеличения скорости передачи не менее чем до 512 Кбит/с, с большой долей вероятности можно предположить, что многие школы, особенно сельские, так и останутся «сидеть» на минимальных 128 Кбит/с. Тем более что увеличение емкости каналов возможно не раньше 2008 года - после того, как закончится подключение всех школ.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Подключение к интернету пяти с лишним десятков тысяч школ – дело нешуточное, и вряд ли государство смогло бы осилить что-то более серьезное, чем уплотнение существующих медных пар, проложенных в городах и весях и локальные спутниковые подключения. Хотя современные технологии обеспечивают гораздо более высокие скорости, чем 128 кбит/с (первая подключенная школа в Тульской области была подключена со скоростью 8 Мбит/с по ADSL), вопрос стоит в другой плоскости, а именно экономической.

Кто будет оплачивать неограниченный трафик школ после истечения двухлетнего с момента подключения срока (а, скорее всего, лишь до 31 декабря 2007 г. вне зависимости от времени подключения) после того, как федеральный бюджет снимет с себя эту "почетную обязанность"? И не случайно этот вопрос стоял в числе основных, прозвучавших на "Инфокоме-2006", ведь далеко не все местные бюджеты смогут в полной мере взвалить на себя эту ношу. Тем более что в регионах, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, интернет-трафик на порядок дороже.

С технической же точки зрения, все будут зависеть от конкретной ситуации в регионе, в первую очередь, от состояния кабельной инфраструктуры. Последняя оставляет желать лучшего (особенно это касается сельских районов), поэтому оборудование связи должно учитывать эти реалии. И здесь приходят на помощь российские производители, у которых появляется шанс заработать на поставках оборудования, наиболее приспособленного для изношенных российских линий.

Кроме поставок оборудования в школы, они имеют возможность поучаствовать и в другом госпроекте, который предусматривает оказание так называемых универсальных услуг – телефонизацию населенных пунктов и организацию пунктов коллективного доступа (ПКД), однако в этом случае их успех не столь прогнозируем. Да и в деле интернетизации школ близкое присутствие зарубежных гигантов вполне ощутимо.