Разделы

Безопасность Бизнес

Государственные тайны «уплывают» через интернет?

С развитием и распространением ИТ проблема информационной безопасности приобретает стратегическое значение. В Государственной Думе России в текущем году прошел ряд мероприятий, посвященных этой теме. Член комитета Госдумы по безопасности и глава подкомитета по информационной безопасности и одноименного экспертного совета Госдумы, генерал-лейтенант, доктор социологических наук Василий Волковский рассказал о современных угрозах безопасности, связанных с распространением информационных технологий, интервью с ним предоставлено журналом «Век качества».*

Бурное развитие телекоммуникационных и информационных технологий радикально изменили нашу жизнь. Информацию можно передать с любой точки земли в считанные секунды. Человечество необычайно сблизилось, а границы в ряде стран стали лишь формальным символом. Вместе с тем, информационные технологии несут в себе не только прогресс в экономическом и социальном развитии общества, но могут иметь и негативные последствия для общества.

В Государственной Думе России проходил «круглый стол» на тему «Современные информационные технологии в сфере государственного управления и правовые проблемы их внедрения». Помимо депутатов в нем приняли участие специалисты различных ведомств: Совета Безопасности РФ, Министерства юстиции РФ, Минсвязи РФ и т.д. (всего более двухсот человек). Чем была вызвана необходимость обсуждения этих вопросов на столь высоком уровне?

Василий Волковский: Сегодня в России практически все коммерческие организации имеют автоматизированный банк данных по всем аспектам и направлениям. Причем фирмы никакими правовыми нормами не ограничены. В результате происходит вторжение частных лиц в те сферы, которые представляют собой государственную тайну или сопряжены с национальной безопасностью. Вот почему возникла потребность обсудить вопросы законодательного регулирования в области использования информационных технологий. К тому же необходимо признать, что процесс информатизация России в нормативно-правовом плане обеспечен довольно слабо — принято всего несколько законов. Для сравнения: в США поток информационных технологий регламентируется более чем 300 законами и подзаконными актами.

В последние годы ускорился процесс вхождения России в мировое пространство через интернет и другие подобные системы. Как это сопряжено с безопасностью государства в целом?

Василий Волковский: Это явление имеет весьма серьезное для страны значение. Я имею в виду сохранение социально-экономической, научно-технической, образовательной и иной информации. Если утечке капиталов в какой-то мере противостоит вступивший в силу закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, то правового заслона воровству технологий у нас пока нет.

Вполне очевидно, что для предотвращения нежелательного развития событий необходимо разработать национальное законодательство в этой области. В нормативах должны быть определены следующие меры: статус российской информации, передаваемой по мировым сетям; процедура контроля за соблюдением этого статуса; права, обязанности и ответственность пользователей информации передаваемой по мировым сетям; средства защиты персональной и конфиденциальной информации, циркулирующей в российских национальных сетях; разработка национальных стандартов защиты информации, совместимых с международными стандартами; создание специальных структур для отслеживания ситуации в области безопасности трансграничного обмена информацией и др.

Какие законодательные нормы у нас уже есть и действует по защите информационного достояния?

Василий Волковский: В этом плане заслуживает серьезного внимания законопроект «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», который является правовой основой государственной системы учета распространения научно-технической информации.

Учитывая, что большая часть результатов интеллектуальной деятельности охраняется в правовом режиме «коммерческой тайны», необходимо ускорить принятие закона «О коммерческой тайне» (принят Государственной Думой России, но отклонен Советом Федерации, — CNews.ru). В этом ряду стоят законы «О секретных изобретениях», «Об электронной торговле», «Об интеллектуальной собственности». Необходимо также устранить противоречия между гражданским законодательством и ведомственной нормативной базой по бухгалтерскому учету нематериальных активов в части гарантирования прав на научно-технические разработки.

К сожалению, в настоящее время нет готовых законопроектов, направленных на регламентацию различных режимов ограничения доступа к информации.

Импортозамещение SIEM: что важно учесть
Импортозамещение

Очень важно, чтобы нарушители, посягающие на государственные информационные ресурсы, информационные системы и телекоммуникации, понесли заслуженное наказание. Анализ практики правоприменения Уголовного кодекса, а также нового Уголовно-процессуального кодекса выявил насущную необходимость уточнять и расширять нормы уголовной ответственности с учетом положений Европейской конвенции по киберпреступности, к которой Россия пока не присоединилась, а также вносить изменения в УПК РФ и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». К сожалению, закон не поспевает за развитием информационных технологий и, соответственно, не может противостоять использованию их в преступных целях.

Владимир Макаров, ДИТ Москвы: За 10 лет ЕМИАС стал огромным брендом, объединившим 221 информационную систему
ИТ в госсекторе

«ВЕК КАЧЕСТВА. Связь: сертификация, управление, экономика» *



Материал предоставлен журналом «ВЕК КАЧЕСТВА. Связь: сертификация, управление, экономика» Специализированный отраслевой журнал «ВЕК КАЧЕСТВА. Связь: сертификация, управление, экономика» - печатный орган Совета Минсвязи России по управлению качеством и Совета по присуждению премии Минсвязи России в области качества. Он создан в начале 2000 г. по рекомендации Международного форума «Качество на телекоммуникационном рынке XXI века» и получил одобрение руководства Минсвязи России.
Цель издания — изменить отношение руководителей и специалистов отрасли к качеству, как к важнейшему фактору повышения конкурентоспособности предприятия, содействовать формированию основ управления качеством, применению современных технологий и методов управления на телекоммуникационном рынке России.