Разделы

Цифровизация Внедрения

Андрей Гнездилов: Есть 3 ключевых преимущества интегратора

Российский ИТ-рынок до недавних пор продолжал развиваться весьма впечатляющими темпами. Однако мировой финансовый кризис не мог обойти стороной и эту отрасль. Многим ИТ-компаниям придется внести коррективы в стратегию своего развития. О том, чем кризис грозит игрокам рынка и у кого больше шансов его пережить, в интервью CNews рассказал Андрей Гнездилов, генеральный директор компании "Verysell Проекты".

CNews: Переманивать ИТ-специалистов на более высокую зарплату – эффективный, на ваш взгляд, способ решения кадровой проблемы?

Андрей Гнездилов: Такой подход не совсем правилен, потому что это ведет к необоснованно завышенным ставкам. Необходимо оценивать специалистов с разных точек зрения. С одной стороны, по знаниям и умениям, практическому опыту, а с другой – с этических позиций. Сотрудник должен понимать и соблюдать нормы бизнес-этики. Если он сегодня не раздумывая перешел в вашу компанию только потому, что вы предложили более высокую зарплату, нет гарантии, что завтра он не уйдет в поисках еще более выгодного предложения. Мы к решению таких вопросов всегда подходим индивидуально, выясняем все мотивы сотрудников, не пытаясь их просто перекупить.

CNews: Какие преимущества, кроме опыта сотрудников, можно считать сегодня ключевыми для системного интегратора?

Андрей Гнездилов: Кроме сотрудников, это, безусловно, те компетенции, которые есть у компании. И они могут быть абсолютно разными. Кто-то концентрирует свои усилия на создании и модернизации ИТ-инфраструктуры, кто-то занимается центрами обработки данных, кто-то – софтверными решениями, кто-то – консалтингом. Необходимо четко понимать, какие специалисты нужны и что ты можешь предложить рынку. У нас, например, есть интересные продукты для государственного сектора, для силовых ведомств, и мы делаем на них ставку. В Челябинске, например, сейчас запущена система, позволяющая по почте высылать квитанции на оплату штрафов за нарушение правил дорожного движения. После введения этой системы, по оценкам ГИБДД, стало оплачиваться около 50% штрафов, что является высоким показателем. Кроме того, начал вестись точный учет нарушений, и в случае несогласия со штрафом, решение всегда можно оспорить в суде.

Еще одно преимущество интеграторов – это их заказчики, т.е. компании, с которыми они работают. От выполнения работы качественно и в срок зависят дальнейшие отношения и понимание востребованности данного интегратора. Из наиболее динамично развивающихся отраслей хочется отметить государственный сектор, нефтегазовый сектор, телекоммуникации, финансы и промышленность. И те интеграторы, кто работает с заказчиками из этих сегментов, фактически осваивают и получают основные объемы ИТ-рынка России.

CNews: Спрос на ИТ и уровень автоматизации по отраслям сильно разнится. Опасен ли такой "разрыв" между отраслями?

Андрей Гнездилов: Для отраслей это вряд ли грозит какими-то глобальными опасностями. Уровень информатизации связан с определенным путем развития, который проходит конкретная отрасль. Можно, например, вспомнить, как к ИТ приходил ритейл: начался бум строительства гипермаркетов, и необходимо было очень четко организовать их работу. В первую очередь решить вопросы логистики, что требует наличия определенной инфраструктуры. Дальше необходимо было автоматизировать ту часть, которая касается взаимоотношений с покупателем – какого товара и сколько было куплено. Для этого требуются автоматизированные кассовые устройства, центры обработки данных, чтобы у руководства была достоверная информация и оно могло принять правильное управленческое решение. И так далее. То же самое можно наблюдать и в других отраслях. Просто у каждой свой этап развития и свои потребности в автоматизации.


Андрей Гнездилов: У игроков, специализирующихся на ИТ-услугах, сегодня больше шансов заинтересовать инвесторов

Конечно, есть такие отрасли, где внедрение информационных технологий идет не очень быстро. Например, сельское хозяйство. Но оно и там идет. Это тенденция, которая наблюдается в масштабах всех страны. Сейчас правительство уделяет очень большое внимание развитию ИТ, нанотехнологий. В этой сфере было запущено большое количество национальных проектов и программ. Так что, ИТ идут к потребителю и спрос на них есть. Поэтому я думаю, что с развитием заявленных национальных программ, те отрасли, которые находятся на начальных стадиях развития ИТ, будут увеличивать бюджеты на информатизацию. Для системных интеграторов этот процесс тоже важен, т.к. он означает появление новых проектов и новых задач, расширение рынка.

CNews: Многие ИТ-компании подошли к необходимости привлечения дополнительных инвестиций. Каким способом сегодня ИТ-компаниям наиболее выгодно привлекать средства (проведение IPO, привлечение средств инвесторов)?

Андрей Гнездилов: На мой взгляд, сейчас не самое хорошее время для проведения IPO. Нет смысла дешево продавать свои акции. Необходимо подождать. Сколько – это уже второй вопрос. Тут нужно следить за развитием рынка и ждать нового интереса инвесторов. В существующих условиях есть смысл попробовать другие способы привлечения инвестиций. В состав наших акционеров, например, вошли крупные западные инвестиционные фонды.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

В то же время, на рынке продолжается активный процесс слияний и поглощений, потому что небольшие компании в условиях кризиса видят "спасение" в том, чтобы присоединиться к более солидному и сильному игроку. И в данной ситуации выигрывают оба, т.к. для консолидирующей компании это означает приобретение преимуществ, например, на региональном рынке, а для небольшой компании – выход на федеральный уровень, и обе приобретают и развивают новые компетенции.

CNews: Какие ИТ-компании наиболее интересны инвесторам?

Андрей Гнездилов: Любой инвестор хочет видеть сильную компанию, чьи прогнозы относительно собственного развития сбываются. Неохотно инвестируют в молодые компании с небольшим опытом. Что касается направлений деятельности, то у игроков, специализирующихся на ИТ-услугах, сегодня больше шансов заинтересовать инвесторов. Если вспомнить кризис 1998-го года, то в тот период бизнес, связанный с дистрибуцией простаивал как минимум полгода, а то и год. А компании, которые специализировались на сервисе и услугах, вышли из кризиса вполне успешно.

CNews: Что вы считаете главным достижением и главной неудачей на посту генерального директора "Verysell Проекты"?

Андрей Гнездилов: Я на этом посту не так давно, около полугода. Могу сказать, что очень положительно оцениваю идущий сейчас процесс консолидации, приобретения новых компаний, который был запущен в начале этого года. Больших неудач, на мой взгляд, пока не было. Думаю, что некоторое снижение темпов роста нашего бизнеса неизбежно, т.к. основные последствия мирового финансового кризиса для российского ИТ-рынка еще впереди.

Екатерина Толкачева / CNews