Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в банках

Владимир Осипов: Все процессы, поддающиеся алгоритмизации, будут выполняться системами

Тренд на цифровизацию набирает обороты. Основными задачами компаний являются реинжиниринг процессов и клиентских путей, цифровая трансформация и оптимизация затрат, клиентоцентричность услуг, внедрение инновационных решений и применение инструментов искусственного интеллекта и принципов ESG. 

Именно ими занимается проектный менеджер Владимир Осипов — он отвечает за преобразование и автоматизацию процессов в одном из крупнейших банков России. В 2018 г. Владимир руководил существенной частью программы, которая была удостоена международной премии Global Project Excellent Award, а в 2022 г. он запустил запатентованное решение для сопровождения хозяйственных договоров. CNews поговорил с Владимиром о том, как ИТ-решения помогают вывести управление на новый уровень.

«Сейчас системы могут полностью заменить сотрудника на некоторых этапах»

CNews: Владимир, сегодня трудно представить крупную компанию без систем автоматизации, с которыми вы работаете. Расскажите, насколько ИТ-решения были внедрены в рабочие процессы, когда ваша карьера только начиналась?

Владимир Осипов: После университета я пришел работать в компанию Ernst&Young. Занимался оптимизацией и реинжинирингом процессов и организационно-функциональных структур. Уже тогда системы помогали автоматизировать рутинные процессы. Но, наверное, на каком-то очень элементарном уровне. С существенным развитием технологий, появлением возможности обработки больших массивов данных, развитием искусственного интеллекта наши возможности выросли многократно. Со временем и в моей работе их роль стала более существенной и значимой: сначала в одной консалтинговой компании, а позже — в одном из крупнейших банков страны. В начале системы решали элементарные задачи: учет, сбор и хранение информации. В основном большое распространение имели системы бухгалтерского учета, учета кадров и заработной платы.

Сейчас системы могут полностью заменить сотрудника на некоторых этапах и самостоятельно принимать нестандартные решения. Например, автоматическое прогнозирование, заказ, доставка и обработка грузов программами и роботами; получение, идентификация и сверка данных и документов в любой форме; обработка визуальных и голосовых данных в любых процессах, автоматизированное общение с пользователями. Еще 15 лет назад такие решения сложно было представить.

CNews: Ваши проекты полностью окупаются за 2-3 года, оптимизируя более 30% затрат. Как вы думаете, почему процесс автоматизации бизнеса в ряде компаний идет медленнее, чем в других? И как вообще руководителю можно понять, что пора переходить на новый, цифровой формат работы?

Владимир Осипов: Думаю, необходимость изменений понимает каждая компания, где еще не внедрены автоматизированные системы. Как правило, они отстают по ряду показателей от высокотехнологичных компаний. Многих останавливает дороговизна нововведений. Но главное, что нужно помнить, это — вложение в развитие и конкретное преимущество. Например, мой проект по внедрению электронного документооборота окупился за два года. При этом он существенно повлиял на рост цифровизации в стране и помог развить новые принципы взаимодействия с поставщиками на российском рынке. Так мы перевели десятки тысяч поставщиков и сэкономили десятки миллионов рублей при уровне электронного взаимодействия выше 95%. Я уверен, что в ближайшие годы этот процесс перехода на новые цифровые «рельсы» ускорится кратно, и мы поможем бизнесу совершить этот переход максимально безболезненно.

CNews: В 2018 г. проект, над которым вы работали, получил международную премию Global Project Excellent Award. В чем заключался ваш личный вклад в эту разработку?

Владимир Осипов: Я как менеджер проекта отвечал за реализацию программы оптимизации бизнес-процессов в части снабжения. Мы создавали центры снабжения и единый бэк-офис — это было нужно, чтобы централизовать процессы закупок, логистики и сопровождения. Одновременно оптимизировали процессы и запустили автоматизацию, которая создала прочный фундамент для дальнейшего развития.

В результате, программа позволила сэкономить несколько миллиардов рублей и высвободить трудозатраты на сотрудников более 20%. За работу руководство наградило меня грамотами: «Лучший участник», «За лидерскую позицию в достижении целей» и «За вклад в реализацию» стратегической программы.

«Идеального процесса, который можно построить один раз, не существует»

CNews: В этом году вы запустили ИТ-решение, которое позволяет значительно оптимизировать затраты по процессам снабжения. Расскажите о нем подробнее.

Владимир Осипов: Это решение работает на базе платформы и инструментов искусственного интеллекта: оно позволяет контролировать тарифы, цены, объемы, подтверждаемые в момент получения услуги или товара. Они сразу отражаются в системе — и все шаги, сроки и контроль прозрачны для всех участников. После завершения операций бухгалтерские документы автоматически формируются по фактически принятым работам, оплата происходит практически мгновенно. При этом затраты по процессу сопровождения хозяйственных договоров удалось сократить более чем на 30%, а длительность — более чем на 80%.

Это решение вызвало большой интерес у поставщиков и крупных компаний на рынке РФ. Решения подобного уровня на текущий момент отсутствуют. Ближайшим аналогом является разработка компании SAPARIBA, но она не решает всех поставленных задач, имеет ограниченное применение, более высокую совокупную стоимость владения и не удовлетворяет требованиям российского законодательства в сфере закупок.

CNews: Как вы думаете, существует идеальный процесс? Как он выглядит?

Владимир Осипов: Идеального процесса, который можно построить один раз, не существует. Это некое понимание и цель, к которой необходимо все время стремиться. Есть такой термин dream-process. В наше время все меняется настолько быстро, что каждые несколько месяцев ситуация и технологии могут существенно измениться, и необходимо оперативно адаптироваться и пересматривать процесс. Поэтому построение идеального процесса происходит непрерывно и продолжается компании все время. Компания, которая умеет быстрее других участников перестраивать свои процессы, имеет несомненное конкурентное преимущество.

CNews: Профессионалы вашего уровня в сфере digital сейчас востребованы. Вам часто поступают предложения о работе?

Владимир Осипов: Конечно, периодически мне поступают предложения от других работодателей. Однако масштаб компании, в которой я работаю, ее роль и возможности развития делают мой выбор очевидным: остаться. Никто не знает будущего, но пока у меня здесь есть отличная команда и много планов.

CNews: Что касается команды и коммуникаций внутри нее, как вы выстраиваете работу в этом направлении? Легко ли получается принимать решения, которые влияют на деятельность структурных подразделений во всех регионах России?

Владимир Осипов: Конечно, это большая ответственность, но когда проект выстроен правильно, то и решения даются легче, и работа приносит необходимый результат. Как правило, работа выстраивается в парадигме agile: команда продукта и представители заказчика регулярно обсуждают промежуточные результаты, вносят корректировки при необходимости, достигая единого понимания образа продукта. В дальнейшем следует этап тестирования и внедрения. Важно, чтобы в процессе участвовали все ключевые стороны, а сотрудники позитивно воспринимали изменения, были готовы к обучению и работе в новых условиях. Именно сильная и мотивированная команда с клиентоцентричным продуктом помогает преодолеть все сомнения и сделать решения правильными.

CNews: Что, по вашему мнению, можно сказать о перспективах ИТ-систем и решений в вашей сфере?

Владимир Осипов: Технологии развиваются настолько стремительно, что еще пять лет назад сложно было представить текущие возможности по автоматизации. Например, системы общаются человеческим голосом с пользователями, рисуют картины, пишут тексты и мелодии. Но, безусловно, нам предстоит еще много работы: существует еще много возможностей по автоматизации и полной роботизации процессов, а главное, в этом есть потребность и запрос.

Уверен, что в какой-то момент мы придем к тому, что все процессы, поддающиеся алгоритмизации, будут и должны выполняться системами, а сотрудники сосредоточатся на важных решениях, требующих именно «человеческой» составляющей. Потому что, на мой взгляд, даже самая лучшая программа не сможет заменить опытного менеджера, который ведет команду за собой и вдохновляет на супердостижения, учитывает психологию и состояние каждого участника, а также имеет в виду множество других факторов, которые влияют на работу людей: климат в семье, культуру компании и так далее.

Иван Петров