Разделы

Цифровая трансформация

Интернет вещей и большие данные помогают морякам

Современные морские перевозки – это экосистема, состоящая из разных типов кораблей, каждый из которых по сложности установленного оборудования можно сравнить с небольшим городом. Помимо агрегатов, позволяющих им, собственно, передвигаться по морю – двигатели, навигация, устройства охлаждения и так далее – на борту установлено специфическое оборудование для перевозки различных грузов.

Судовладельцы работают в условиях очень жестких сроков доставки, при этом команда каждого судна – всего несколько человек. Корабли находятся в движении почти круглые сутки, под постоянным воздействием соленой морской воды и сложных погодных условий. Поэтому иногда машины ломаются, а каждая незапланированная остановка – это потеря денег или клиентов. Чтобы этого не произошло, компания Caterpillar Marine предлагает использовать анализ больших данных и предиктивную аналитику.

Предсказать и предотвратить

В 2015 г. Caterpillar Marine приобрели технологию от компании ESRG Technologies Group. Эта система уже 15 лет обеспечивает мониторинг состояния оборудования и аналитику данных по морским перевозкам. Задача специалистов ESRG Technologies Group, большинство из которых сами бывшие моряки, – заставить устройства и агрегаты на борту работать с максимальной эффективностью, позволяя им при этом как можно дольше оставаться в строю.

Система анализирует показатели сенсоров и датчиков, закрепленных на оборудовании и предупреждает, если какие-либо характеристики отклонились от заданных параметров. В отличие от аварийной сигнализации, которая срабатывает только тогда, когда поломка уже произошла, предиктивный анализ ESRG Technologies Group сообщает, что агрегат скоро сломается. Таким образом, обслуживающий персонал успевает провести планово-предупредительные ремонты заранее.

Например, анализ данных у одного из клиентов Caterpillar Marine выявил следующую закономерность. Давление в масляных насосах на буксирах начинает падать за семь дней до их поломки. И это падение усиливается примерно за четыре дня до выхода из строя. При этом оно остается в рамках нормальных значений, то есть обычная сигнализация не срабатывает.

Получив подтвержденную модель развития аварийной ситуации, специалисты Caterpillar Marine предложили клиенту перейти от жесткого расписания ремонтов масляных насосов к ремонтам по требованию. Возврат инвестиций был мгновенный: клиент сэкономил до $35 тыс на ежегодном обслуживании одного двигателя.

Взгляд сверху

Сегодня предиктивная аналитика для отдельных узлов и агрегатов систем уже широко используется крупными промышленными предприятиями и транспортными компаниями. Это своего рода стандарт промышленного интернета вещей. Однако с ростом вычислительных мощностей фокус начинает сдвигаться в сторону многофакторного анализа, в основе которого обработка данных, поступающих от различных источников. Это позволяет выявить закономерности, неочевидные на уровне отдельных устройств.

Сегодня предиктивная аналитика для отдельных узлов и агрегатов систем уже широко используется крупными промышленными предприятиями

Чтобы достичь успеха, компания Caterpillar Marine обратилась к помощи больших данных: она использовала программные системы Pentaho для интеграции и аналитики. Именно они помогли увязать между собой информацию, представленную в самых разрозненных форматах, и построить комплексные модели для выявления скрытых взаимосвязей в работе разных механизмов судна. Caterpillar Marine получила возможность учитывать огромное количество внешних факторов, почти не использовавшихся в анализе ранее: показатели температуры, давления и частоты вращения, значения географических координат и геометрических углов.

По словам Петра Травкина, руководителя направления Big Data в компании Hitachi Data Systems, решения Pentaho ежегодно имеют дело буквально с триллионами значений данных, которые необходимо оценивать. «Технологии Pentaho позволили заказчикам Caterpillar Marine увидеть то, что действительно важно для них, и что бывает непросто обнаружить, располагая только бортовым программным обеспечением. Объединение всех данных необходимо, чтобы понять, что они представляют собой в контексте целого судна», – заявил Петр Травкин.

В случае с Caterpillar Marine локальная система на корабле каждые 15 минут отправляет информацию в дата-центр на суше. Здесь разнородные данные при помощи программного продукта Pentaho Data Integration приводятся в единый вид и загружаются в аналитическую систему. Специалисты Caterpillar Marine не стали создавать самостоятельный продукт для первичной обработки данных, а купили уже готовый. По словам представителя компании, это позволяет им сосредоточиться на основном виде деятельности – визуализации и создании многофакторных моделей на основе получаемых данных. В результате клиенты видят взаимоотношения различных характеристик оборудования и их взаимное влияние. Например, куб данных может содержать информацию о потреблении горючего, скорости работы двигателей, загрузке судна, силе и направлении ветра. Комплексный анализ позволяет определить наиболее экономичные и эффективные режимы работы оборудования.

Система Pentaho Data Integration использует подход на основе метаданных и графический интерфейс с поддержкой перетаскивания объектов, что позволяет упростить комплексную процедуру преобразования данных под названием «извлечение/преобразование/загрузка» (ETL). Эта система обеспечивает масштабируемое согласование данных, представленных в различных форматах, и их загрузку в инструменты аналитики и создания отчетов компании на базе открытого ПО.

Дорога мини-трансформаций

BPM-проект года создан на платформе Digital Q.BPM от «Диасофт»
цифровизация

Небольшие улучшения на каждом корабле могут дать значительный эффект в масштабах всего флота. Как правило, перевозчики беспокоятся о трех составляющих: расход топлива, незапланированные простои и соответствие требованиям по защите окружающей среды. Решение Caterpillar Marine позволяет экономить в каждом из направлений.

Например, на судах используется до пяти электрогенераторов для того, чтобы питать такое энергоемкое оборудование, как компрессоры или холодильные установки. При этом часто судовладельцы считают, что оптимальный вариант – использовать лишь часть генераторов, но с максимальной загрузкой.

Анализ данных показал, что это не так. Использование всех генераторов, но с неполной загрузкой позволяет экономить до $30 в час с каждой машины. Казалось бы, немного, но, если умножить эту экономию на 50 судов, работающих 24 часа в сутки 26 недель в году, то получится $650 тыс.

Для другого заказчика Caterpillar Marine рассчитал зависимость скорости работы двигателя от настроек лезвий гребного винта. Анализ данных, полученных в ходе тестов, выявил оптимальные сочетания, что сэкономило более $26 тыс на каждое судно.

Какая CRM подойдет вашей компании? Тест
Цифровизация

Многофакторный анализ выявляет зависимости, неочевидные на первый взгляд. Один из клиентов Caterpillar Marine обнаружил, что экономия, которая получается после чистки и профилактики корпуса судна за счет улучшения эксплуатационных характеристик корабля, с лихвой покрывает стоимость самого обслуживания и приносит дополнительную экономию.

Не секрет, что в ходе эксплуатации корпус судна покрывается ракушками и водорослями, что негативно влияет на скорость и управляемость. Клиент Caterpillar Marine проводил профилактическое обслуживание по расписанию – раз в два года. Обслуживание обходилось в $35 тыс на каждый корабль. При этом потери компании из-за перерасхода топлива составляли $1,3 млн за два года на один корабль, то есть более $10 млн на всю флотилию из восьми кораблей.

С помощью системы бизнес-аналитики было рассчитано оптимальное количество обслуживающих мероприятий – шесть в течение двух лет. Общая экономия составил около $800 тыс на корабль или около $3,6 млн на всю флотилию.

Капитаны цифровых океанов

Аналитика работы оборудования в реальном времени – это то, что сегодня должно быть по умолчанию в компаниях, работающих со сложными устройствами и агрегатами. Комплексный, многофакторный анализ всех имеющихся в наличии данных – это будущее интернета вещей для крупных предприятий. Именно такой анализ позволяет находить взаимосвязи, способные дать толчок к трансформации бизнес-процессов и снижению издержек.

Сегодня каждый производственный процесс окружают океаны данных. Это зачастую разрозненная информация об окружающей среде и условиях работы оборудования, характеристики производственных процессов, показатели работы конкретных устройств. Тем не менее, каждый байт собирается и хранится, ожидая момента, когда он понадобится. Для того, чтобы максимально эффективно использовать данные, во многих компаниях появляются новые специалисты – в дополнение к CIO приходят CDO – Chief Digital Officer. Их задача – понять, какую пользу компания может извлечь из созданного мира промышленного интернета вещей.