Разделы

Цифровизация Внедрения

Директор ДИТ РЖД Андрей Павловский: Об ИТ-бюджете, мейнфреймах и вычислениях в памяти

Об ИТ-бюджете, функционале основной ИТ-системы российской железнодорожной монополии, центрах обработки данных и причинах использования мейнфреймов в интервью CNews рассказал начальник департамента информатизации РЖД Андрей Павловский. Предыдущий проект по СХД живет уже четыре года. Сейчас мы видим, что в результате развития, которое произошло за это время, мы вскоре подойдем к пределам производительности решений. Оказаться в этом тупике не хочется, поэтому мы вынуждены искать решения, которые позволят поднять производительность. Можно либо переходить на полностью новые технические решения, либо идти таким вот эволюционным путем и пытаться максимально защитить те инвестиции, которые у нас уже были сделаны. Соответственно, использовать то оборудование, которым мы располагаем. У нас есть три блока дисков разной производительности, разных размеров. Мы создадим четвертый уровень (FMD), это позволит не наращивать остальные классы. Мы останемся в том же количестве стоек, практически в том же объеме электроэнергии.

Кроме этого, будет продолжена та работа, которая ведется федеральной пассажирской компанией (ФПК): совершенствование сервисов продажи билетов, внедрение программы лояльности, которая без информационных технологий вообще работать не может.

Продолжится и пилотный проект по построению высокопроизводительной системы продажи билетов с использованием технологии вычислений в памяти (in-memory). Рост продаж билетов через интернет породил специфический класс нагрузки на АСУ «Экспресс». Исторически мы покупали билеты в кассе, говоря билетному кассиру: «Хочу с утра на этот поезд, не боковое место». Далее кассир просто вбивал запрос на покупку билетов. Он уже помнил и планировку вагонов, и то, сколько осталось билетов, и даже режим, в котором эти билеты раскупаются. Конечный же покупатель, когда пользуется информационным сервисом самостоятельно, начинает производить очень большое количество информационных запросов. Например, сервис предоставляет возможность ввести желаемое время отправления, но на практике никто его не указывает, а запрашивает информацию о поездах, отправляющихся в течение всего дня. Отсюда — большое количество запросов, которые не ведут в конечном итоге к продаже билетов.

Сейчас мы видим, что соотношение всех информационных запросов к результативным, продающим, отличается в десятки раз. При этом происходит обращение к той же базе данных. Мы вынуждены искать решения по повышению производительности. Платформой, которая нам поможет, может быть in-memory. Рассматривается решение SAP HANA на базе платформы Hitachi, поскольку она у нас уже есть, либо различные варианты, связанные с открытым исходным кодом. В этом году мы должны запустить пилотную версию сервиса по покупке билетов, построенного на технологии вычислений в памяти.

Надо сказать, что мы в целом внимательно изучаем возможности in-memory систем. В 2014 году мы будем реализовывать несколько пилотных проектов в разных предметных областях.

CNews: Какие ведутся проекты по мобильным решениям?

Андрей Павловский: Все, что касается мобильных решений для проводников, что связано с электронной регистрацией. Эти устройства сейчас можно увидеть в руках наших сотрудников в поездах «Сапсан». Этим проектом в большей степени занимается ФПК. Что касается решений в РЖД, то это в основном оснащение наших работников линейного уровня мобильными устройствами, чтобы они могли сразу же отражать свои операции в автоматизированных системах, у них всегда должна быть под рукой информация из АСУ. Наконец, мобилизация коснется процесса фиксации действий работников на месте и формирование юридически значимых документов с квалифицированной электронной подписью. Так, сейчас на вокзале Ярославль—Главный мы оснащаем устройствами осмотрщиков вагонов. Соответственно, по факту осмотра состава специалистом фиксируются данные, например, по неисправностям. Параллельно с этим оформляются документы, допустим, на отцепку вагона. Аналогичные устройства будут использоваться всеми работниками дирекции инфраструктуры при обслуживании пути, энергетического оборудования и линий, устройств сигнализации и автоблокировки.

CNews: Расскажите подробнее о ваших дата-центрах. Где, помимо Москвы, они находятся?

Андрей Павловский: Наши дата-центры находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Московский ЦОД размещен на двух площадках, связанных высокоскоростной сетью передачи данных.

CNews: Одна из них резервная?

Андрей Павловский: У нас нет резервной площадки, они обе боевые. До одной мы их не свернули, потому что в Москве есть ограничения по мощностям, площадям и так далее. Но фактически они находятся под общим управлением и настолько интегрированы на уровне коммуникаций, что почти незаметно, что это два разных здания.


Андрей Павловский: Возможно, проект с использованием терминальных решений, который мы хотим реализовать, создаст лучшие предпосылки для перевода поддержки парка ПК на аутсорсинг

У нас есть проект, который мы до сих пор не реализовали, — по повышению катастрофоустойчивости. Это вопрос резервирования ЦОД друг друга и резервирования в пределах той же территории.

CNews: Каково ваше отношение к ИТ-аутсорсингу? Какие системы компания РЖД готова отдать на обслуживание сторонним подрядчикам?

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Андрей Павловский: К сожалению, мы пока не получали адекватных предложений взять на обслуживание те сервисы, которые мы готовы отдать, от участников рынка ИТ-аутсорсинга. Например, на эксплуатацию парка ПК, которых составляет у нас около 280 тыс. компьютеров. Подобных предложений в Москве и крупных городах — огромное количество, но вот обслуживать этот парк во всех российских городах и на всех станциях желающих, увы, нет.

Несколько раз мы подходили к этой теме. Смысл передавать деятельность на аутсорсинг мы видим только в том случае, если получим хотя бы 15% выгоды, то есть разницы в затратах по сравнению с обслуживванием внутренними силами. Сколько ни считали, на такой результат выйти не удавалось. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы для более простого управления было минимальное количество подрядчиков, в идеале — всего лишь один. Но пока предложений с подходящей нам экономикой не поступало, поэтому пока нам проще решать данную задачу своими силами.

Возможно, проект с использованием терминальных решений, который мы хотим реализовать, создаст лучшие предпосылки для перевода поддержки парка ПК на аутсорсинг. Так, на обслуживание ПК существуют нормативы. Например, персональный промышленный компьютер диспетчера раз в неделю необходимо продувать сжатым воздухом с целью очистки от пыли. Терминал — значительно более простое устройство, и обслуживание его требует гораздо меньших усилий.

CNews: Как изменится ИТ-бюджет РЖД в 2014 года по сравнению с предыдущим годом?

Андрей Павловский: На 2014 год ожидается, к сожалению, определенное сокращение бюджета. Динамика соответствует сокращению инвестиционной программы РЖД в целом. По сравнению с рыночными компаниями РЖД имеет сравнительно небольшую программу информатизации. В нашем случае это примерно 0,6% от объема инвестиционной программы компании. (В 2014 г. инвестпрограмма предприятия составит 392,4 млрд руб, соответственно, ИТ-бюджет РЖД находится на уровне 2,3–2,4 млрд руб. Для сравнения в 2013 г. размер инвестпрограммы предприятия составлял 411,5 млрд руб. – прим. ред.).

CNews: Какими ИТ-системами в своей работе пользуется президент компании Владимир Якунин?

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Андрей Павловский: Владимир Иванович, а также вице-президенты компании пользуются электронной почтой, системой документооборота, офисными приложениями, которые есть у всех, данными аналитических систем. В первую очередь необходима отчетность по ключевым показателям деятельности: востребованы и оперативные отчеты, формируемые в автоматизированных и аналитических системах в ежесуточном режиме, и стратегические. Кроме этого, мобильное рабочее место позволяет оперативно получить доступ к данным по перевозкам, выполнению расписания движения, грузовой работе, пассажирским перевозкам, состоянию и производительности локомотивного парка, финансовым показателям компании и т.д. Каждому руководителю доступны разделы по тем видам деятельности, за которые он в компании отвечает.

Денис Легезо