oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2014

Облака — признак кризиса в ИТ-индустрии

Облака — признак кризиса в ИТ-индустрии

ИТ-отрасль ожидает кризис, связанный бюджетированием канала сбыта программного обеспечения. Прибыльность ИТ-компаний снижается, начинается оптимизация расходов. Чтобы исправить ситуацию, нужно поменять принцип реализации некоторых видов облачных приложений, что позволило бы работать эффективнее.

В последнее время упоминания облаков стали настолько частыми в маркетинговых материалах вендоров и статьях специализированной прессы, что многим начало казаться, будто мы в очередной раз переживаем ИТ-революцию. На самом деле ничего нового в концепции «общественных облаков» (public clouds) нет, просто произошли две вещи. Во-первых, скорость сетей стала настолько быстрой, что приложение, работающее удаленно, перестало проигрывать приложению, запущенному на компьютере пользователя. Во-вторых, были проработаны методы монетизации, понятные и приемлемые пользователям.

Облака повсюду

Любой обыватель ежедневно сталкивается с облаком или с продуктом, предоставляемым как услуга. Достаточно воткнуть вилку в розетку и включить бытовой электроприбор, как вы подключаетесь к облаку, где оплачиваете только использованную электроэнергию по заранее установленному тарифу. В этот момент вам совершенно не интересно, на какой электростанции была выработана эта энергия, какова ее себестоимость, по каким сетям ее доставили, и сколько заработала энергосбытовая компания.

Перед пользователем всегда есть выбор: задействовать услугу или вложиться в покупку и обслуживание инфраструктуры (например, использовать внешнюю компанию для аутсорсинга бухгалтерии или нанять и оплачивать собственного бухгалтера). Облака – это способ достучаться до небогатых клиентов, которые хотят использовать некий «продукт», но не могут позволить себе купить и обслуживать его инфраструктуру.

Коммерчески успешные примеры облаков – реализация CRM (управление отношениями с клиентами) и той части ERP, что связана с HR (управление, развитие, наем персонала). Они успешны не в последнюю очередь из-за прозрачной для клиента системы оплаты (по пользователям за определенный период времени). Это дает ощущение управления своими расходами за использование приложений.

Далеко не так успешны попытки продавать IaaS (инфраструктура как услуга), например, использование СУБД. Не в последнюю очередь это происходит по причине невнятности коммерческого предложения. Цены за услугу использования СУБД обычно строятся по принципу «ЦПУ (процессор) за период времени». Но в облаке процессор процессору рознь – если сегодня заказчик услуги сидит на мощном сервере, канале и недалеко от места использования, то никто не сможет гарантировать, что завтра ситуация не изменится в худшую для провайдера сторону.

Кризис в отрасли

При чем здесь кризис в ИТ-отрасли? Все дело в бюджетировании канала сбыта программного обеспечения. Представим себе руководителя ИТ-компании, у которого есть выбор: нанять продавца с зарплатой $100 тыс. в год, продающего ИТ-инфраструктуру на $4 млн в год, или нанять такого же продавца, но продающего максимум на $300 тыс. в год. Понятно, в чью пользу будет решение. Несколько лет назад многие вендоры озаботились продажами в сектор СМБ и создали соответствующие структуры сбыта. Теперь многие говорят об облаках и создают новые структуры продавцов, молодых, работающих по телефону или в социальных сетях и дешевых.

Прибыльность ИТ-бизнеса в результате неуклонно снижается, хотя в абсолютных цифрах отдельные компании показывают некоторый рост продаж как раз за счет СМБ или облаков, которые могут компенсировать падение очень прибыльного корпоративного рынка. Когда снижается прибыльность коммерческой организации, особенно если ее акции торгуются на известных биржах, то начинается оптимизация расходов, которая проходит несколько известных стадий – от ужесточения отчетности до уменьшения инвестиций в развитие персонала, разработку и исследования. Затем нестабильные коммерческие результаты начинают показывать и другие, смежные, организации, например, консалтинговые компании, зарабатывавшие на внедрении купленной инфраструктуры.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно поменять парадигму некоторых видов приложений. Например, такие реализации CRM, как SalesForce.com и Siebel, друг от друга мало отличаются (одна является лидером облака, другая – корпоративных продаж). Оба приложения представляют архив некоторых событий, произошедших между продавцом и его клиентом: что было куплено, кто работает в компании, контактные данные. Сведений много, они устаревают, поэтому вендоры продают дополнительные инструменты бизнес-аналитики (BI), чтобы у пользователя была возможность не утонуть в мусоре данных и найти иголку в стоге сена.

Альтернативным подходом для CRM мог бы стать принцип PLM (Product Lifecycle Management – управление жизненным циклом продукта). Во главу угла ставится не накопление любой информации, а постоянное поддержание определенных данных в актуальном состоянии (например, того, как реализованы бизнес-процессы в компании). Если пользователь будет уверен, что работает в CRM с самой последней информацией, то его действия будут более эффективными и адресными.

Андрей Шолохов

Вернуться на главную страницу обзора