Спецпроекты

Россия не доросла до виртуальных офисов?

Телеком Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения
В Москве сегодня состоялась российская премьера «виртуального офиса» Cisco (CVO) - решения, упрощающего удаленную работу в корпоративных компьютерных и телефонных сетях. В самой Cisco спрос на CVO в России пока не берутся прогнозировать. Аналитики же считают, что решение пригодится, скорее, для взаимодействия с региональными офисами, чем для работающих из дома сотрудников, которых пока в стране не так много.

Российский запуск Cisco Virtual Office состоялся на несколько часов раньше мировой премьеры. В виртуальной переговорной московского офиса Cisco его провели представители штаб-квартиры из Сан-Хосе. Сама технология разрабатывается в компании на протяжении 6 лет, и в следующие несколько месяцев будут представлены дальнейшие ее усовершенствования.

CVO включает в себя технологии маршрутизации, коммутации, безопасности, беспроводной связи, IP-телефонии, управления политиками. Это офисное решение управляется из центральной точки, обеспечивая передачу видео, голоса и данных, а также доставку беспроводных услуг с высоким уровнем безопасности. К тому же CVO не нужно дополнительно настраивать на удаленной площадке — это происходит автоматически при подключении оборудования. По словам Роберта Берлина (Robert Berlin), директора подразделения Cisco Security Technology Group, при работе с CVO на удаленной площадке можно использовать оборудование любых вендоров, но, конечно, в Cisco считают оптимальным именно свое. Стоимость Cisco Virtual Office составляет $700 за рабочее место.

Пилотные внедрения CVO уже провели некоторые западные компании — например, датские энергетики DONG Energy (3,2 тыс. пользователей Cisco Virtual Office), а также инвесторы American Century Investments (110 пользователей). Самым крупным пользователем CVO остается сама Cisco (12 тыс. удаленных сотрудников сейчас и, по прогнозам, 30 тыс. к 2010 г.). На сегодняшний день эта компания использует самое большое в мире количество удаленных служащих. 24% всей работы ее сотрудники делают только из дома, и 85% из них работают дома хотя бы раз в неделю. При этом в среднем в день благодаря удаленной работе каждый сотрудник компании экономит 2,75 часа рабочего времени, которое обычно тратится на дорогу.

Московский анонс Cisco Virtual Office
Московский анонс Cisco Virtual Office

Что же касается примеров использования CVO в России, то, по словам представителей Cisco, такой информацией в компании не владеют. Отвечая на вопрос корреспондента CNews, Роберт Берлин отметил, что уровень спроса на это решение в России в компании пока не прогнозировали. Однако Россию в Cisco рассматривают в качестве одного из ключевых для себя регионов (наравне с Бразилией и Мексикой), поэтому и стали делать здесь официальное объявление нового решения для мобильных и домашних офисов.

Аналитики же утверждают, что сейчас в нашей стране практика удаленной работы развита достаточно слабо. Так, по данным «Финама», на удаленный персонал приходится менее 1% от общего штата компаний. С учетом привлечения на какие-то проекты аутсорсеров, этот показатель можно увеличить до 3%, то есть цифры все равно остаются очень небольшими. «Маловероятно, что в ближайшие годы они принципиально изменятся, — считает Татьяна Менькова, аналитик ИК „Финам“. — Основной фактор — недоверие к дистанционным работникам, которые рассматриваются как менее эффективные и вовлеченные в дела компании. Другое дело, что решения, подходящие для дистанционной работы, можно использовать при работе с региональными офисами. С учетом того, что региональная экспансия — это основной тренд развития многих компаний, предложение Cisco может быть востребованным».

Виталий Солонин, телеком-аналитик CNews Analytics, в свою очередь, отмечает, что, хотя взрывного роста на решения для удаленной работы в России пока не наблюдается, с каждым годом они становятся все более востребованными. Так, по результатам опроса SuperJob.ru, доля заинтересованных в фиксированном и свободном графиках работы примерно одинакова: 40% и 39% соответственно (10% респондентов выбрали скользящий график, а 8% — посменную работу). При этом удаленный работник очень редко состоит в штате компании и работает там официально; есть также ограничения по спектру возможных сфер деятельности. «Распространению такой практики мешает все еще сохраняющийся консерватизм многих работодателей, особенно в регионах, — объясняет Солонин. — Они предпочитают видеть своих сотрудников на рабочих местах в офисе, боятся утечки конфиденциальной информации и прочих факторов».

Кроме того, по словам аналитиков, создается впечатление, что в России мало кого заботит экология. Если на Западе удаленная работа часто рассматривается в контексте уменьшения загрязнения окружающей среды со стороны автотранспорта, то в нашей стране об этом почему-то вспоминают в последнюю очередь. А вот Cisco, обосновывая эффективность использования CVO, приводит, в частности, цифры по сокращению количества выбросов CO2 в атмосферу. К преимуществам удаленной работы на Западе традиционно относят также такой непривычный для России фактор, как счастье самих сотрудников, которые могут больше времени проводить с семьей, оптимально распределяя свое рабочее время и отдых и не тратя бензин и усилия на дорогу в офис.

Тем не менее, по мнению Виталия Солонина, удаленная работа при всех ее преимуществах для самого работника имеет и недостатки — ограниченный карьерный рост, оторванность от коллектива, отсутствие четких границ между работой и отдыхом и так далее. Поэтому оптимален некий симбиоз между удаленной и офисной работой, когда прелести удаленной работы (гибкий график, отсутствие необходимости терять время и силы в пробках и «давиться» в общественном транспорте) сочетаются с продуктивной работой в офисе. Изменения происходят как в технологической плоскости, так и в психологической. В первом случае, например, растет проникновение широкополосного доступа в интернет, развиваются видеотехнологии, позволяющие видеть «живого» работника. С точки зрения психологии, работодатели постепенно приходят к пониманию того, что удаленная работа может быть весьма эффективной.



Стратегия месяца

Мы отказываемся от лоскутной автоматизации

Валерий Дьяченко

ИТ-директор «Мечела»

Персона месяца

Власти Петербурга переходят на рыночную модель цифровизации

Денис Чамара

ИТ-директор Санкт-Петербурга