Разделы

Телеком B2B Маркет

Рынок мобильного шоппинга ожидает кратный рост

Мобильные устройства с каждым днем приобретают все более важную роль для розничной торговли. Однако по-настоящему внушительных цифр мобильный шопинг в 2012 г. достиг в Гонконге. В этом году гонконгцы купили с мобильных устройств товаров более чем на $1 млн, что втрое превысило сумму, потраченную с мобильных за 2011 г. Эксперты экстраполируют динамику этого рынка на мировой.

Исследование рынка, проведенное компанией Nielsen Company, показывает, что рынок мобильного шопинга в Гонконге продолжит стремительный рост и к 2015 г. достигнет $3 млн.

Эксперты называют гонконгский рынок самым мобильноцентричным в мире. По данным на 2012 г., гонконгцы тратят чуть меньше $3 млн в год на покупки в интернете. 41% из этих денег ($1,23 млн) переходит в руки продавцов через мобильные устройства. Еще в 2011 г. покупки с мобильных делали всего 10% гонконгцев. Внимание жителей Гонконга к мобильным технологиям позволяет оценивать будущее развитие мобильных технологий в остальном мире.

Так, у гонконгцев большой популярностью пользуются QR-коды: 7 из 10 "мобильных" покупателей воспользовались этой маркетинговой услугой, чтобы найти нужный товар. Гонконгцы также предпочитают смартфоны планшетам: первыми для покупок воспользовались 58% респондентов, а вторыми – лишь 42%.

Более очевидными на примере гонконгского рынка становятся и проблемы мобильного шопинга. Согласно опросу PayPal, от активного использования мобильных устройств для покупок людей сильнее всего удерживают вопросы безопасности (62% респондентов) и плохой дизайн мобильных версий магазинов (45% респондентов).

Высокие цифры продаж в Гонконге подтверждаются и социальными опросами. Так, компания PayPal опросила более тысячи респондентов в Гонконге, чтобы выяснить их шоппинговые привычки. 53% ответили, что за последние 12 месяцев они хотя бы один раз покупали что-нибудь со своего мобильного устройства (планшета или смартфона). Больше всего внимание гонконгских мобильных покупателей привлекает одежда и аксессуары. Второе место занимают книги и билеты в кино.

Россияне, в отличие от гонконгцев, пока не слишком увлечены мобильными покупками, считают эксперты. "Сейчас мы наблюдаем значительный рост использования мобильного интернета, однако большая часть приходится на социальные сети, поисковые ресурсы, мгновенные сообщения. По данным TNS, около 10% пользователей мобильного интернета в России делают покупки через мобильные устройства", – отметила Назгуль Кожакматова, менеджер проектов Ozon.ru. Экстраполируя динамику Гонконга на российский рынок, можно ожидать резкого всплеска мобильной торговли через 1–2 года.

Пусть и не такими быстрыми темпами, но мобильные магазины постепенно станут более популярны в России, уверены эксперты. "У нас мобильные приложения есть в основном у магазинов, в которых клиенты покупают на постоянной основе, и очевидно, что приложения окупаются. В ближайшие 3 года мы ожидаем значительный рост числа мобильных приложений, и что самое главное – рост спроса на них со стороны клиентов. Мобильные приложения ориентированы на постоянных покупателей: начало использования мобильного приложения магазина и его установка означают готовность человека регулярно покупать именно в этом магазине. Возможно, в скором времени это будет использоваться как способ конкурентной борьбы за лояльных клиентов", – заявил Сергей Рыжиков, генеральный директор компании "1С-Битрикс".

Рост рынка мобильного шопинга напрямую связан с ростом активных пользователей смартфонов, планшетов и увеличением потребления мобильного интернета. "За год трафик только B2B-клиентов вырос на 91%, – отмечает Евгения Григорьева, руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента оператора "ВымпелКом". – Сейчас каждый пятый корпоративный пользователь уже использует смартфон для повседневной работы и личного общения, в том числе в социальных сетях. Например, за рубежом продвинутые компании создали интернет-магазины прямо в социальной сети. С учетом огромного охвата аудитории, перспективы данного направления очень высоки именно на мобильных устройствах".

Евгения Григорьева считает, что один из драйверов мобильного шопинга – рост планшетных устройств. "Секрет успеха прост – они дают возможность в любом месте и в любое время выбрать товар, словно листая странички глянцевого журнала, реализовывая именно импульсное желание приобрести то, что хочется здесь и сейчас".

Таким образом, эксперты согласны с аналитиками: быстрый рост сегмента мобильного шопинга неизбежен.

Евгений Смирнов