Разделы

Телеком Инфраструктура Цифровизация Внедрения Облака Навигация

Club.CNews: Транспортная телематика взрослеет

По всем признакам, рынок транспортной телематики, что в прошлом, что в нынешнем году находится не в лучшей форме. Темп его роста в 2013 году был нулевым, а на 2014 год некоторые эксперты предсказывают даже спад. Свернуты многие финансируемые государством проекты по оснащению транспорта федеральных ведомств, сократилось оснащение  и муниципального маршрутного транспорта.

Однако, как наша практика, так и опыт наших коллег свидетельствуют, что у многих компаний продажи продолжают расти. Происходит это не только за счет клиентов, устанавливающих телематическое оборудование впервые, и тех, кто дооснащает автопарк, но и, в немалой степени, за счет тех, кто меняет ранее установленное оборудование на более дорогое и качественное. Подобные замены мы все чаще наблюдаем в своей повседневной деятельности. Например, в нашем случае наблюдается стабильный спрос как на телематические терминалы, так и на датчики уровня топлива.

При этом, что точно изменилось, так это характер спроса. Мы видим это как по требованиям, предъявляемым в рамках тендеров, так и по опросам наших партнеров. Цена оборудования сегодня отступает на второй план, а кроме понятной точности (конечно, в сегменте датчиков) и надежности, значительную роль начинает играть возможность поддержки в рамках достаточно жестких SLA (например, замена вышедшего из строя оборудования в течение 2 дней в московском регионе и 5 дней по всей России).

Все это означает, что транспортная телематика перестает быть технологической игрушкой, в которой интересно разбираться только гикам и переходит для пользователей в разряд специфичного, но IT-оборудования, которое должно просто выполнять свои функции и не ломаться.

Оценка экономической эффективности внедрения систем мониторинга также упрощается. Уже практически стандартом de facto стало то, что и дешевое, и дорогое оборудование, обеспечивающее мониторинг транспортного средства и контроль расхода топлива, дает примерно 10-15% экономии расходов на ГСМ. При этом для компании-покупателя нет особенной разницы, месяц проходит до окупаемости этого оборудования или три. Зато дальнейшие поломки существенно влияют на стоимость владения, тем более, что на время замены компания теряет возможность использовать транспортное средство, стоимость которого многократно превышает стоимость самой системы мониторинга. И это также заставляет выбирать более дорогое, но надежное оборудование.

Важными требованиями сегодня становятся не только надежность, но и простота использования системы. С одной стороны, растет спрос на облачные решения, так как компании не только из малого, но и из среднего бизнеса не хотят возиться с собственной IT-инфраструктурой. С другой стороны, спрос на многие функции мониторинга падает, так как «новаторы» уже не доминируют среди покупателей. В частности, по нашему опыту, помимо базовой функции контроля расхода топлива и противодействия нецелевому использованию техники, действительно широкому кругу покупателей интересна тарификация и нормирование работы техники на основе данных о ее местоположении и времени включения и выключения механизмов. Поэтому многие системы мониторинга уже интегрированы в корпоративные системы учета, например, в отраслевые решения «1С Предприятие» или SAP. 

Изменения спроса меняют и сам рынок транспортной телематики. Количество производителей оборудования снижается, сокращается и импорт дешевых китайских устройств. Некоторые компании – лидеры прошлых лет, уступают позиции и уходят с рынка, как вследствие неудачной коммерческой стратегии (как, например, РНТ), так и в силу не оправдавшей себя ориентации на государственные контракты (как «М2М телематика»). При этом рыночные доли снова перераспределяются в пользу компаний, изначально ориентированных на коммерческий сегмент и достигших там значительных успехов (например, Гуртам и Техноком).

Компании-интеграторы активно переходят на оборудование лидеров, что позволяет им формировать ту самую плотную федеральную сеть и конкурировать за ужесточающиеся условия поддержки. Весьма вероятно, что для большинства участников рынка эта стратегия – единственный верный путь.

Если следовать классической схеме развития продукта, то может показаться, что транспортная телематика в России приближается к зрелости, а может быть и достигла пика. Однако, впереди, как минимум, один толчок, который сможет изменить все.  Повсеместное внедрение системы ЭРА ГЛОНАСС создаст не только спрос на оборудование, а также услуги и ПО, связанные с обработкой ее данных, но и позволит сгенерировать качественно новый объем геоданных, на основе которых могут как возникнуть новые услуги (например, страховая телематика), так и исчезнуть или существенно измениться старые -  такие как спутниковые охранные системы. Но это все еще впереди, а пока стоимость коммерческого топлива стабильно растет на фоне снижения потребительских доходов, а значит, растут потери от хищения и нерационального использования ГСМ и, следовательно, растет спрос на существующие системы мониторинга транспорта.

Станислав Емельянов,

 

заместитель генерального директора компании Omnicomm