Статья

IP-телефония покушается на корпоративную связь

Телеком Проводная связь Беспроводная связь
мобильная версия

Российский рынок корпоративной IP-телефонии за последний год показывает стабильный рост и, по прогнозам экспертов, сохранит его, как минимум, еще несколько лет. Однако наметившаяся тенденция вытеснения услуг традиционной дальней связи телефонией на базе IP пока не выглядит столь очевидной, чтобы говорить о полном отказе от одних услуг в пользу других.

Развитие широкополосного доступа в России в последние несколько лет идет достаточно быстрыми и уверенными темпами (динамика прироста превышает 100% за год). В этой связи с увеличением скорости и снижением стоимости услуги доступа в сеть у компаний появляются возможности использовать дополнительные услуги связи. К ним относится IP-телефония, то есть передача голосового трафика с использованием IP-протокола в междугородних и международных разговорах (Voice-over-IP, VoIP). Для перехода от классической телефонии (TDM) к VoIP компаниям необходимо иметь быстрые и надежные каналы доступа в интернет, а также четкое понимание целей и задач, которые будут достигаться за счет этой миграции. Игроки рынка IP-телефонии (операторы, поставщики оборудования) отмечают, что целесообразность перехода на VoIP обуславливается профилем деятельности компании, структурой ее подразделений, а также требованиями к качеству предоставляемых услуг связи. Причиной интереса к рынку, помимо развития ШПД, можно считаеть падение стоимости аренды скоростных каналов доступа в интернет, построение операторами качественной сетевой инфраструктуры, а также появление в больших количествах недорого оборудования для подобных услуг (шлюзов , IP-телефонов, медиасерверов и др.).

Распространение IP-телефонии: Россия отстает

Согласно оценкам аналитиков J'son and Partners, в сегменте корпоративной голосовой связи Россия отстает от развитых стран примерно на 1-3 года в зависимости от региона. В случае с использованием IP-телефонии это достаточно ясно показано на популярности использования разных технологий на базе IP в бизнесе по итогам 2009 года: в то время, как на Западе они в том или ином виде применяются в больше чем половине компаний (около 60% по усредненным оценкам западных исследовательских агентств, 53,85% по данным отчета Nemertes), на отечественном рынке такие технологии распространены только в 39% организациях. Согласно прогнозам J'son and Partners, до западных показателей остается ждать до 2011-2012 года при сохранении существующих темпов прироста.

Однако, как считают сами участники рынка, говорить о росте рынка пока преждевременно. Георгий Санадзе, технический директор Avaya в России и странах СНГ, считает, что на данный момент это скорее не рост в количественном выражении, а перераспределение соотношения TDM/IP. По его оценкам, полтора года назад оно было 60/40 и к настоящему моменту компании планировали выйти на 50/50, но в связи с экономическим спадом была достигнута пропорция 55/45. Эксперты объясняют это тем, что во время кризиса предприятия пытаются сократить свои издержки и переходят на более дешевые технологии организации услуг дальней связи. Алексей Кондрашов, генеральный директор аналитической компании "Директ Инфо", приводит в качестве примера результаты опроса московских предприятий, согласно которым, 10% организаций сократили затраты на дальнюю связь и 43% от этого числа перешли для этого на IP-технологии.

Способы сокращения затрат на связь московскими компаниями, 2009

"Директ Инфо", 2010

Игроки рынка отмечают, что в большей степени интерес к VoIP и связанным с ней технологиям проявляют компании СМБ-сектора по причине востребованности решений для оптимизации затрат, повышения эффективности и производительности труда. Илья Федорушкин, менеджер по развитию бизнеса Cisco, полагает, что, хотя малый бизнес готов экономить даже в больших масштабах, чем СМБ, зачастую эта экономия выражается в использовании недорогих "кустарных" или вообще бесплатных решений, что сильно сказывается на качестве и производительности. "Для этого сегмента больше подходят решения, реализованные по принципу IP-Centrex или, как сейчас модно говорить, - SaaS и PaaS (Software и Platform as a Service, соответственно). Такая реализация позволяет минимизировать капитальные затраты компании на приобретение оборудования и/или программного обеспечения путем установки лишь терминалов – компьютеров и IP-телефонов", - объясняет специалист. В такой схеме все современные функциональные возможности терминалы получают от оператора связи и он оплачивается по мере использования. Вместе с тем, распространенность таких решений пока находится на низком уровне, поскольку компании испытывают дефицит информации о таких услугах от операторов. В госсекторе, по мнению господина Федорушкина, IP-коммуникации встречают неоднозначное отношение: "Одни структуры с удовольствием расставляют сотрудникам IP-телефоны, другие же категорически запрещают даже говорить на эту тему". При этом практически ни одна из компаний сегодня, за исключением некоторых представителей малого бизнеса, не доверяет организацию корпоративной связи бесплатным решениям, доступным в Сети (Gizmo, Sipnet, различные бюджетные VoIP-продукты). "Единственным исключением из этого является Skype, однако и его использование практически всегда является инициативой сотрудников, а не компании", - считает представитель компании Cisco.

"Крупные компании выбирают, в первую очередь, качественную и надежную связь для ведения эффективного бизнеса", - считает Иван Маковкин, заместитель коммерческого директора Северо-Западного филиала компании "Ростелеком". По его мнению, одной из тенденций рынка корпоративных телекоммуникационных услуг является все возрастающий спрос на услугу IP VPN (построение частных виртуальных сетей). Данная услуга, помимо объединения региональных подразделений и территориально удаленных филиалов компании в единую защищенную корпоративную сеть, позволяет, в частности, организовать также телефонную связь между офисами в различных городах с единой нумерацией и условно-бесплатным трафиком внутри сети. Согласно данным опроса Минкосвязи, на который ссылается Алексей Кондрашов, в общем числе предприятий, использующих межрегиональный VPN, наибольшую долю имеют организации, занимающиеся государственным управлением (16%), финансовой деятельностью (16%) и обрабатывающие производства (13%). На эти три отрасли приходится 45% всех пользователей данным видом услуг. В случае с использованием внутрирегионального VPN, организаций госсектора становится больше (23%), обрабатывающей промышленности почти столько же (14%), а финансовых игроков меньше (12%). Все эти три отрасли занимают 49% от всех пользователей внутрирегионального VPN.

Овчинка выделки не стоит?

По оценкам CNews Analytics, организация IP-телефонии в корпоративном секторе может потребовать использования выделенного канала доступа в интернет с достаточной скоростью для обеспечения качества связи. Стоимость услуг в этом случае также зависит от профиля деятельности компании и используемых междугородних и международных направлений. В случае, если организация работает в одном регионе, то ее расходы на междугороднюю связь в среднем составляют от 10 до 15 тыс. рублей в месяц. Если же компания имеет более значительную структуру с большой сетью офисов, то ежемесячный расход трафика головного офиса возрастает, и к нему добавляется не только внутризоновый, но также и междугородний трафик. В случае использования IP-телефонии стоимость услуги может оказаться равноценна или дороже МГ/МН, а при соотношении "цена/качество" все преимущества IP-телефонии будут нивелированы. Так, например, в настоящее время месячный пакет трафика в 5 тыс. минут по SIP-телефонии для компании, имеющей офисы в Санкт-Петербурге и Владивостоке, может стоить от 6 тыс. рублей, в то время, как выбор одного такого направления как услуги дальней связи обойдется в 4 тыс. рублей. Серьезно сэкономить (по оценкам компании "Арктел", до 80%) можно в том случае, если направления вызовов будут заранее неизвестны или если же компания будет покрывать своими расходами на МГ/МН связь стоимость канала. Такого же мнения придерживаются и игроки рынка, отмечая сильный разброс стоимости затрат в несколько десятков раз. Например, турагенство с количеством сотрудников в 3-5 человек может тратить на дальнюю связь в десятки, а может быть и сотни раз больше, чем сеть маленьких городских продуктовых магазинов с общим количеством сотрудников в 100 человек.