Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Банковские мини-офисы - наступает время полной автоматизации?

Кризис затронул банковский сектор, пожалуй, серьезнее, чем другие отрасли. Многие финансовые учреждения вынуждены сокращать число своих отделений, отступать с завоеванных позиций. На помощь приходят автоматизированные банковские павильоны, позволяющие населению самостоятельно получать банковские услуги. Перспективы автоматизации CNews обрисовал Дмитрий Бубнов, глава дирекции "Решения для розничного бизнеса" компании Inpas.

Интервью с топ-менеджером

Дмитрий Бубнов: В условиях кризиса автоматизация стала доступнее

CNews: Что представляет собой автоматизированный банковский мини-офис?

Бубнов Дмитрий: В российских условиях невозможно поставить банкомат просто на улице, ему необходимо обеспечить определенную рабочую температуру, а клиентам банка – удобство использования. Намного проще и надежнее совершать банковские операции на закрытой территории, оснащенной всеми необходимыми решениями для обеспечения безопасности.

Автоматизированный банковский мини–офис (павильон) - это металлическая конструкция, которая при желании может соответствовать любому классу защиты. Внутри павильона есть системы отопления и кондиционирования, позволяющие поддерживать определенный микроклимат. Банковские павильоны также имеют резервное питание и систему безопасности. Павильон на усмотрение банка может быть доукомплектован дополнительными системами. В принципе, ничего нового в этом нет, вопрос инновационности заключается в сочетании всех этихиспользуемых компонентов. Подбор систем, их интеграция между собой дает в результате некое скомпонованное решение, которое мы предлагаем рынку как автоматизированный банковский мини-офис.

CNews: Насколько в нынешней экономической ситуации внедрение этого решения актуально для банков?

Дмитрий Бубнов: Для крупных розничных банков, работающих с физическими лицами и имеющих обширные маркетинговые программы, появление на улицах банковских павильонов с логотипом банка - полезное с точки зрения присутствия бренда решение. На сегодняшний день мы определяем, что одна из основных мотиваций применения автоматизированных банковских мини-офисов - это маркетинг. Появление на улицах городов подобных форматов банковского обслуживания способствует привлечению новых клиентов и повышает лояльность существующих. Конечно, при использовании такого рода решений существует и вполне определенный экономический эффект: внутри банковского мини-офиса стоит оборудование для оказания банковских услуг, а снаружи павильон имеет несущие поверхности для рекламы банковских продуктов. Хотя в современных экономических условиях доходность от предоставления услуг и продажи продуктов может оказаться не столь высока.

Появление автоматизированных банковских мини-офисов – также своего рода гарантия безопасности для потребителя. Клиенты, уже имеющиеся и потенциальные, всегда предпочтут банк, имеющий активную инфраструктуру, дающую возможность быстро и комфортно управлять своим счетом, осуществлять его пополнение или снятие денег. В этом плане удобство павильонов трудно переоценить, они ориентированы на упрощение получения гражданами банковских продуктов и услуг, пользования своими деньгами. В каком-то небольшом городе может быть всего два-три крупных отделения банка и множество автоматизированных банковских мини-офисов. В результате получается, что за счет распределения клиентских потоков практически весь город является отделением банка.

CNews: Каким вы видите потенциал этого решения?

Дмитрий Бубнов: Экономический кризис заставил банки пересмотреть свои планы. Практически все сейчас понимают, что ныне существующая инфраструктура, которая создавалась для привлечения населения для кредитования, теперь избыточна. В ближайшее время ожидать резкого улучшения экономического климата не приходится. Значит ли это, что банкам придется сокращать свои отделения, уходить с завоеванных позиций? Не спровоцирует ли это у населения ощущения, что банк закрывается? Понятно, что с рынка уходить нельзя, к тому же, потребность в банковских услугах, как например: обмен валют, размещение денег на депозите, пластиковые карточки - никуда не исчезла. Следовательно, нужны элементы инфраструктуры, которые позволяли бы поддерживать доверие и лояльность населения. Вот как раз на смену или частичное замещение существующих банковских отделений и придут автоматизированные банковские мини-офисы.


Дмитрий Бубнов: В российских условиях невозможно поставить банкомат просто на улице

Если говорить о Москве, то достаточно плотное размещение таких сооружений может дать эффект изменения сознания населения. Преимущество автоматизированных отделений для банков и для населения заключается в том, что они создают несомненное удобство и представляют реальную доступность для граждан.

CNews: Как обеспечивается пассивная и активная безопасность автоматизированных банковских павильонов?

Дмитрий Бубнов: Как я уже упоминал, пассивную безопасность автоматизированного банковского мини-офиса обеспечивает его конструкция, его нельзя просто вскрыть за несколько секунд. К тому же, наши павильоны оснащаются специальными техническими средствами. С точки зрения охраны и сигнализации павильон закрывает наша собственная разработка – "Смотритель".

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Система, разработанная для обеспечения безопасности офисов самообслуживания, дает возможность получить санкционированный доступ к банковским терминалам. "Смотритель", имеет модульную структуру и состоит из следующих компонентов: системы контроля и управления доступом по банковским картам, системы видеонаблюдения и модуля охранно-пожарной сигнализации. При необходимости она может быть дополнена или встроена в уже существующую систему безопасности. Система также может быть интегрирована с модулем "Смотритель-Центр", который используется службой безопасности банка. "Смотритель-Центр" - сервер, позволяющий взаимодействовать со всеми мини-офисами и осуществлять централизованный мониторинг, рассылать уведомления о нештатных ситуациях и проводить удаленное видеонаблюдение в режиме реального времени.

Для предотвращения нежелательного времяпрепровождения внутри павильонов реализована система "Антибомж", которая устанавливает допустимое время нахождения клиента в офисе самообслуживания. Кроме того, в режиме "один посетитель внутри павильона" система отслеживает ситуации, когда клиент открыл дверь, но передумал входить. В этом случае замок не блокируется. Данная разработка у нас постоянно развивается, сейчас мы планируем оснастить ее дополнительными функциями, которые позволят искать лишние предметы в помещении и математически определять, есть ли внутри павильона человек. На данный момент павильоны оснащаются аналоговыми видеокамерами, в ближайшем будущем, в новой версии "Смотрителя", уже будет возможность использования IP-камер.

CNews: Какие проекты уже реализованы?

Дмитрий Бубнов: Сделан пилотный проект для банка МБРР, павильон установлен в Москве на Садовнической набережной. Реализован проект в Казани. Несмотря на то, что сейчас Казань активно реконструируется в преддверии Универсиады, все перемещения наших павильонов прошли успешно, заказчик сохранил свои капитальные вложения.

Мы реализовали пилотный проект для "Сбербанка". Павильоны уже стоят в Костроме и Череповце. Работа со "Сбербанком" началась с установки нескольких мини-офисов, которые банк осмотрел и высказал ряд рекомендаций, исходя из своего опыта взаимодействия с населением. В рамках выигранного тендера сейчас проводится масштабная установка автоматизированных банковских павильонов. В ближайших планах - их установка в Вологде.

CNews: Есть ли у вас планы по расширению возможностей использования автоматизированных павильонов?

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Дмитрий Бубнов: Да, мы считаем, что подобный формат очень удобен и для розничной торговли. Сейчас вендинговое оборудование ставится практически везде, но оно не слишком хорошо работает при некомфортных температурах – перегревается или, наоборот, выходит из строя из-за переохлаждения. Опять же, существуют проблемы, связанные с вандализмом. И наше решение вполне позволяет поставить внутрь не банкомат, а определенную группу вендинговых решений. С маркетинговой точки зрения такого рода симбиоз также был бы весьма полезен для крупных торговых сетей.

Марина Мякишева / CNews