Спецпроекты

На страницу обзора
Облака растут, пока ИТ-рынок стагнирует
Заказчики перестали бояться аутсорсинга ИТ, поэтому повсеместное внедрение облачных технологий привело к тому, что этот сегмент в 6 раз опередил традиционные ИТ по показателям роста. Россия повторяет общемировые тенденции, чему способствуют законодательные ограничения, действующие в стране.

Облака — это подход к построению информационных систем, при котором потребитель использует необходимые ему ИТ-ресурсы в виде интернет-сервисов от внешних провайдеров. Ключевыми свойствами подобных сервисов являются самообслуживание по требованию, широкополосный сетевой доступ, объединение ресурсов в пулы, мгновенная эластичность, измеримость предоставляемых услуг. Приобретение облачных решений становится для предприятий выгодной альтернативой собственной ИТ-инфраструктуре, так как облака позволяют сэкономить средства на закупке железа и его поддержке, а также помогают корректировать объем используемых ресурсов в режиме реального времени, оплачивая только реально потребляемые мощности. Кроме того, такой подход позволяет упростить бизнес-процессы внутри компании, так как большинство вопросов, касающихся ИТ, отдаются на аутсорсинг внешнему провайдеру.

Аналитики уверены, что такая модель постепенно вытеснит традиционные способы потребления ИТ-ресурсов. Эксперты европейского агентства Ovum прогнозируют, что к 2016 г. 80% крупных предприятий по всему миру будут арендовать инфраструктуру по модели IaaS, а представители компании IDC уверяют, что к 2017 г. 35% всех приложений будут развертываться в облаке. Сейчас облака – это один из наиболее динамично развивающихся сегментов в сфере информационных технологий. По данным IDC, выручка от публичных облачных сервисов будет расти на 22,8% в год в течение ближайших нескольких лет, что в 6 раз выше темпов роста традиционных ИТ-продуктов.

Существует три основных категории облачных служб, которые могут быть предоставлены клиенту: IaaS (аренды вычислительных ресурсов дата-центров и систем хранения), PaaS (аренда среды для создания приложений для программных разработчиков) и SaaS (доставка готовых программных продуктов клиенту через веб-браузер). Все перечисленные направления переживают бурный рост. Наибольшим спросом пользуются продукты SaaS, на которые в 2014 г. было потрачено $39,8 млрд, а к 2018 г. эти траты вырастут до $82,7 млрд, полагают аналитики IDC. Объем рынка IaaS увеличится с $8,7 млрд в 2014 г. до $24,6 млрд до 2018 г., аналогичные показатели для PaaS – рост с $8,1 млрд до $20,3 млрд.

Облачный рынок в 2014–2018 гг., $млрд

oblachnyj_rynok.png

Источник: IDC, 2014

Развертывать облака можно несколькими способами. Малые предприятия используют чужую физическую инфраструктуру, арендуя вычислительные мощности и приложения во внешнем ЦОД-е (публичное облака). Крупные компании изначально сделали ставку на строительство собственных вычислительных центров, ресурсами которого все подразделения предприятия удаленно пользуются по облачной модели (частное облако).

Построение облачной инфраструктуры в корпоративном сегменте

postroenie_oblakov.png

Источник: IDG Connect, 2015

Однако в последние несколько лет в сегменте крупнейших предприятий произошел сдвиг от частных облаков в сторону гибридных моделей, когда часть ИТ потребляется из собственных дата-центров, а часть берется в аренду у внешних сервис-провайдеров. Согласно данным опроса IDG Connect, проведенного по заказу Oracle, частные облака развернуты только в 32% корпораций, в то время как по гибридной модели работают 36% компаний.

Появилось «облачное» мышление

Первый этап распространения облачных технологий носил «маркетинговый» характер: поставщики решений в ходе многочисленных тренингов объяснили потенциальным заказчикам, как работают такие решения, и в чем заключаются их преимущества. Главным камнем преткновения были вопросы безопасности, так как заказчики опасались хранить конфиденциальную информацию удаленно на стороне поставщика. После появления успешных кейсов и хорошо зарекомендовавших себя провайдеров сомнения развеялись. «Что касается страха, то мы замечаем, что накал из года в год снижается, – комментирует Павел Ершов, вице-президент на развивающихся рынках компании Odin. – Например, когда мы исследовали рынок IaaS-сервисов и задавали компаниям наш традиционный вопрос – почему вы не идете в облака, то лишь 42% назвали причиной беспокойство о безопасности данных. Еще 3 года назад этот ответ давали более 60% респондентов».

Сейчас облака переживают второй этап развития, для которого характерен бурный рост. Заказчики уже достаточно хорошо осведомлены о преимуществах технологии, однако глубина проникновения облаков остается на низком уровне, что позволяет рынку расти двузначными цифрами. Специалисты Risght Scale подсчитали, что хотя облаками в том или ином виде пользуются 93% крупнейших предприятий, две трети компаний размещают в облаке не более 1/5 всех бизнес-приложений.

Кризис и закон о персональных данных

Для России в целом характерны те же тенденции, что и для других регионов. Динамика и структура схожи с показателями глобального рынка. Продажи облачных ИТ растут высокими темпами на фоне стагнирующего рынка традиционных технологий, при этом уровень и глубина проникновения облаков пока еще не очень высока. В 2014 г. выручка от реализации облачных сервисов в России составила p12,9 млрд, что на 35% больше, чем в предыдущем году, подсчитали в iKS-Consulting. Большая часть денег была потрачена на SaaS (89%), на IaaS пришлось 9%, на PaaS – 2%. Среднегодовые темпы роста отрасли в перспективе до 2018 г. составят 27%, предрекают аналитики.

Динамика и объем российского облачного рынка, pмлрд

dinamika_i_obem.png

Источник: iKS-Consulting, 2015

Следует отметить, что российский рынок облачных технологий растет, несмотря на сложное внутриэкономическое положение. «Мы живем в ситуации волатильного курса уже больше года, и за это время мы не ощутили существенного спада спроса (в случае с облачными сервисами даже наоборот). Это означает, что бизнесу пока удается успешно приспосабливаться к создавшейся ситуации в экономике», – говорит Алексей Севастьянов, первый заместитель генерального директора DataLine.

Есть несколько причин, объясняющих данный феномен. Во-первых, Россия повторяет тенденции, характерные для западного рынка, с отставанием в несколько лет, то есть уровень проникновения облаков еще низкий, а рост с нуля всегда высок. «Российский рынок полностью повторяет сценарии развития более развитых рынков, но отстает на несколько лет. В последние годы это отставание увеличилось. Основное препятствие – недостаточная конкуренция на многих рынках», – рассказывает Леонид Аникин, руководитель направления облачной инфраструктуры в компании Softline.

Во-вторых, облака помогают сэкономить издержки на закупке оборудования и поддержке, поэтому кризис стимулирует более быструю миграцию в облако. «В текущей экономической ситуации заказчики стараются оптимизировать расходы, – объясняет Оливье Кессон, коммерческий директор Orange Business Services в России и СНГ. – Облака дают им эту возможность прежде всего благодаря легкой и быстрой масштабируемости вычислительных мощностей серверов. Это позволяет им отказаться от капитальных затрат на аппаратную инфраструктуру и ее обслуживание, модернизацию. Вопросы управления облачной инфраструктурой и ее масштабирования ложатся на плечи облачного сервис-провайдера».

В-третьих, российское законодательство ограничивает использование иностранных облаков, что также благотворно влияет на внутренний рынок. С 1 сентября 2015 г. в России вступило в силу положение, обязывающее операторов персональных данных обрабатывать и хранить ПДн россиян в дата-центрах, размещенных на территории РФ. «По предварительным оценкам, благодаря этому закону потребление наших облачных услуг увеличилось на треть, хотя поправки вступили в силу менее месяца назад, – комментирует Максим Березин, руководитель виртуального дата-центра «Крок». – Мы ожидаем, что пик миграции данных придется на конец 2015 — начало 2016 г.».

Неразвитость СМБ как причина высоких цен

Одна из главных проблем для развития российского сегмента облачных технологий заключается в слабом развитии малого и среднего бизнеса. На развитых рынках сегмент СМБ и крупные корпорации генерируют примерно равное количество выручки облачных провайдеров. В России наблюдается перекос в пользу крупных компаний. «На российском рынке существенно меньший размер целевой аудитории «потребителей» (СМБ) и «продавцов» – сервис-провайдеров, хостеров, телекомов, которые предлагают малому бизнесу облачные услуги. Последние вообще традиционно ориентированы на конечных потребителей и только сейчас разворачиваются в сторону СМБ. Из-за этого, например, более 40% облачных бизнес-сервисов в России до сих пор покупается напрямую у его разработчика», – делится опытом Павел Ершов.

Следует отметить, что проекты для крупных предприятий, как правило, носят индивидуальный характер, в то время как представители СМБ приобретают базовые типовые продукты. Как ни парадоксально, но низкий спрос на такие решения приводит к росту цен на них, так как провайдерам приходится окупать свои затраты на небольшом количестве клиентов.

Павел Лебедев

Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг доступности сертифицированных ЦОДов по итогам 2015 г.
Год открытия Адрес
1 2011 Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д.11, стр.8
2 2013 Москва, Алтуфьевское ш., д.33Г
3 2013 Москва, ул. 2-я Энтузиастов, д.5, к. 6
Подробнее

Рейтинги

Дата-центры, введенные в эксплуатацию 2014–2015 гг. и планирующиеся к запуску в 2016–2017 гг. - м
Количество стойко-мест, запущенных в эксплуатацию Загрузка, %
1 3 000 28%
2 2 200 0%
3 1 512 0%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики услуг ЦОД 2015
#2014 Название компании Количество введенных в эксплуатацию стойко-мест, все ЦОД
1 DataLine 3 200
2 ММТС-9 1 497
3 Linxtelecom (Связь ВСД) 2 015
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2015 - м
№ 2014 Название компании Выручка от оказания услуг SaaS в 2014 г., iтыс.
1 СКБ Контур (1) 5 500 000
2 Манго Телеком 1 350 000
3 B2B-Center (2) 1 155 842
Подробнее