Разделы

Интеграция Инфраструктура ИТ в госсекторе

Закон о государственно-частных концессиях распространится на сферу ИТ

Минкомсвязи подготовило законопроект, который расширяет перечень возможных объектов концессионного соглашения между государством и частными структурами понятием «государственные информационные системы». На фоне затянувшегося принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве этот шаг, по сути, позволяет обезопасить госструктуры, передающие свои ИТ-системы на обслуживание бизнесу, от претензий со стороны надзорных органов.

На едином портале раскрытия информации о законотворческой деятельности федеральных госорганов regulation.gov.ru появились данные о завершении подготовки изменений в ряд законов, направленных на расширение способов создания и эксплуатации государственных информационных систем посредством заключения концессионных соглашений между государством и бизнесом.

Принципиальным новшеством является расширение перечня возможных объектов концессионного соглашения, который пополнился пунктом «государственные информационные системы». Ранее он включал только объекты государственной недвижимости, а также транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Соответственно, все статьи тематического закона, в которых ранее речь шла только о «реконструкции» объектов, дополнились понятием «модернизации» и положениями о возможной их сдачи в «эксплуатацию».

К законопроекту, подготовленному Минкосвязью, прилагается пояснительная записка. «Учитывая, что концессионное соглашение представляет собой чаще всего контракт, заключаемый государством и частным лицом на длительный срок, целью которого является экономическое развитие, достигаемое за счет привнесения частным лицом «за свой счет» современной технологии и (или) денежных средств, распространение его на сферу ИТ позволит стимулировать развитие государственно-частного партнерства», — говорится в документе.

Стоит отметить, что аспекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере ИТ сейчас являются весьма актуальной темой. В частности она затрагивалась на конференции CNews «ИКТ в госсекторе в новых условиях» и определила ход завершающей мероприятие панельной дискуссии с участием ИТ-директоров регионов, представителей Минкомсвязи и коммерческих компаний.

Выступая на ней, министр ИТ Челябинской области Александр Козлов указал на то, что в настоящий момент чиновники сильно ограничены в своих полномочиях относительно форм взаимодействия с частными структурами. Госорганы могут действовать либо в рамках ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», либо в рамках 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», либо по тематике открытых данных в рамках 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов» и 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Уточним, что данный перечень документов опосредованно может регулировать именно те отношения государства и бизнеса, к которым применимы вводимые новым законопроектом термины «модернизация» и «эксплуатация» — сторонними компаниями ИТ-систем, созданных за бюджетные деньги. Когда же речь идет о совместных ИТ-проектах, запускаемых с нуля, то юридическая подоплека таких отношений гораздо прозрачнее с точки зрения отчетности — государство, например, может действовать в рамках 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Что нужно знать при выборе ВКС
Рынок видеоконференцсвязи 2021

Именно так, в частности, поступила Московская область, объявившая недавно конкурс на право заключения инвестиционного договора о создании единой ИС учета и мониторинга образовательных достижений школьников.

При этом, как напомнил Козлов, федеральный закон о ГЧП все еще не принят. Как следует из информации на сайте Госдумы, соответствующий законопроект был внесен в нее на рассмотрение еще в середине марта 2013 г. Через несколько недель он был принят в первом чтении, но дальше дело не пошло. Попытки принять документ во втором чтении растянулись более чем на год, после чего в июне 2014 г. рассмотрение документа было отложено на неопределенный срок.

Примечательно, что, как следует из заключения комитета Госдумы по вопросам собственности, одна из главных претензий юристов к тексту законопроекта о ГЧП связана именно с непониманием того, как он соотносится с законом «О концессионных соглашениях».

Как отмечал Александр Козлов, во многих регионах уже приняты местные законы о ГЧП. Но пока нет федерального документа, субъекты редко идут на риск применения своих локальных норм по отношению к ИС, созданным за бюджетные деньги, потому что боятся проверок федеральных контролеров, которые могут усмотреть нарушения на основании недостаточно корректных, по их мнению, местных трактовок Бюджетного кодекса.

Денис Воейков

Подписаться на новости Короткая ссылка