Разделы

Техника

Россияне научили бытовую технику говорить

Развитие технологий способствует бурному росту рынка электроники. Производители выпускают множество разнообразных устройств, имеющих неисчислимое количество функций, а бумажные инструкции к бытовой технике становятся толще и запутанней. Не секрет, что большинство потребителей не умеют пользоваться всей функциональностью, заложенной в современных устройствах, и зачастую это происходит потому, что они просто ленятся прочитать инструкцию. Российские разработчики предложили свой вариант решения этой проблемы.
Группа компаний SPIRIT предложила новый программный продукт – голосовой помощник для бытовой техники. Это собственная разработка российских программистов, полностью основанная на вокодерах SPIRIT. В настоящее время разработка поддерживает функцию работы с русским языком. Это принципиально отличает её от уже имеющихся на рынке решений (недавно, например, компании LG и Samsung представили телефоны с функцией голосовой инструкции).

Программный голосовой помощник, рассказывающий в соответствии с контекстом, что и как можно сделать с устройством, может быть использован в переносных медицинских устройствах (портативные дефибрилляторы, автоматические тонометры), бытовой технике (микроволновые печи, стиральные машины, телефоны), мобильных телефонах и др. Сообщение помощника записывается производителем оборудования во флэш-память устройства, кодируется и проигрывается по запросу. "Речь" помощника кодируется, но при этом сохраняет оттенки голоса и интонации. Как сообщает SPIRIT, для внедрения функции голосовых подсказок производителям техники не придётся встраивать в устройства дополнительное аппаратное обеспечение, функционал реализуется на базе DSP, либо RISC-процессора.

Новый продукт только объявлен на российском рынке, однако производители бытовой электроники уже проявили к нему интерес. Возможно, к концу года появятся первые миксеры или стиральные машины российского производства, имеющие встроенных голосовых помощников. Вокодеры, на базе которых разработано решение, были неоднократно лицензированы российскими и западными компаниями.

"Можно с уверенностью предположить, что через 5 лет большинство приборов будет оснащено голосовыми подсказчиками, рассказывает Алёна Якушева, менеджер по маркетингу группы компаний SPIRIT. - Поэтому перспективы для решения наших разработок огромны - потенциальными клиентами являются все производители бытовой и медицинской техники, фото- и видеоаппаратуры, телекоммуникационных устройств (сотовых и стационарных телефонов, автоответчиков, домофонов, систем телеконференций). По очень приблизительным оценкам, рынок для данного решения оценивается в миллиарды долларов". Так как техника с голосовым подсказчиком будет гораздо удобнее для пользователя, то и её цена может быть выше, чем у аналогов, не имеющих голосовой инструкции. Однако себестоимость производства такой техники практически не изменится. При больших объемах производства стоимость ПО SPIRIT на единицу продукции невелика и прибавляет доли процента к конечной цене изделия. Основные затраты производитель будет нести при настройке ПО под конкретную технику, то есть при записи команд в память устройства, при указании соответствия действий пользователя и голосовой команды. Однако и эти затраты при средних и крупных объемах производства не дадут значительной прибавки к итоговой себестоимости продукции. Таким образом, с производственной точки зрения цена изделия вырастет очень незначительно. Однако ее пользовательская ценность станет гораздо больше, что позволит уже самим производителям установить цену на такие устройства несколько выше, чем у аналогичных, но без функции голосовой подсказки.

Для бытовых устройств, оборудованных дисплеем с разрешением не менее 100х100 точек, SPIRIT предлагает видеопомощника. Так называемый аватар, разработка московской компании SeeStorm, может быть создан по любому прототипу, который будет произносить подсказки, меняя выражение лица и жестикуляцию по контексту. Технология создания трехмерных персонажей уже была неоднократно лицензирована несколькими компаниями в Европе, Японии и других странах Азии. Однако ранее её предполагалось использовать для создания развлекательных сервисов.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Пока только можно строить предположения относительно того, как будет функционировать система видеопомощи пользователю. Вполне возможно, что при наличии подключения устройства к интернету пользователь сможет менять встроенных аватаров (внешний вид, голос). "На данный момент переговоры с производителями по поводу аватаров для бытовой техники идут на очень ранних стадиях", - рассказала г-жа Якушева.

Перспектива ясна - бытовая электроника обретёт голос или даже собственных персонажей. В результате чтение инструкций превратится в анахронизм, каждый новый чайник или телефон сам расскажет пользователю о своих возможностях. Как скоро это случиться, сказать трудно, но все предпосылки есть.