Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Россия: Закон о e-торговле рождается в муках

В Госдуме прошли слушания по вновь предложенному проекту закона «Об электронной торговле». Замечаний было высказано немало: Мининформсвязи выступило против ряда новых понятий, участники рынка критикуют положения, связанные с использованием ЭЦП, а некоторые эксперты предложили даже переименовать закон. Но авторы законопроекта считают необходимым скорейшее принятие данного документа.
Закон «Об электронной торговле» в России пытаются принять уже пять лет. В 2001 году один из его вариантов даже прошел первое чтение, но в прошлом году он все равно был отклонен во втором чтении. На этот раз на рассмотрение депутатов было предложено сразу два варианта законопроекта: от Комитета по энергетике, транспорту и связи и от Комитета по информационной политике. Стоит отметить, что второй комитет, благодаря стараниям его председателя Валерия Комиссарова, забрал себе основные функции по разработке законодательства в сфере информационных технологий. Так что неудивительно, что именно этот законопроект во время обсуждения находился в центре внимания.

Старший научный сотрудник Института гражданского права РАН Нина Соловяненко, являющаяся соавтором обоих проектов закона, пояснила, что вариант Комитета по связи был разработан еще в 2002 году и на сегодня уже устарел. По сравнению с ним, в вариант Комитета по информационной политике включены такие понятия как приглашение делать оферты (предложение товаров и услуг, адресованное неопределенному кругу лиц), автоматизированная сделка (сделка, совершенная между автоматизированной информационной системой и физическим лицом или другой такой системой), профессиональный участник электронной торговли (участник, осуществляющий деятельность по продаже товаров и услуг, введено по аналогии с фондовым рынком). Кроме того, помимо продавцов и покупателей, предлагается регулировать также работу организаторов электронной торговли — то есть владельцев площадок, на которых осуществляются торги, а также добавлена статья, касающаяся деятельности саморегулируемых организаций в сфере электронной торговли.

Но многие из этих нововведений не нашли понимания в Мининформсвязи. Глава правового управления министерства Михаил Якушев, признав необходимость принятия отдельного закона «Об электронной торговле», раскритиковал ряд новых понятий законопроекта: «Определение автоматизированной сделки не совсем корректно, поскольку за ней все равно стоит воля конкретных лиц. Не ясно также, зачем вводить понятие «профессиональный участник электронной торговли» и тем самым предъявлять таким участникам какие-то дополнительные требования». Г-н Якушев выступил против того, чтобы закон регулировал использование продавцами персональной информации покупателей (поскольку этот вопрос должен решаться отдельным законом «Об информации персонального характера») и деятельность информационных посредников (то есть провайдеров, поскольку это — компетенция закона «О связи»). Кроме того, Михаил Якушев отметил следующую несостыковку: «Несмотря на то что основной участник электронной торговли — это государство, регулирование его участия в законопроекте ограничивается лишь отсылкой к еще не принятому закону „О госзакупках“, что, на мой взгляд, совершенно недопустимо».

Старший научный сотрудник Института государства и права Станислав Семилетов отметил, что «в то время, когда число международных электронных сделок все увеличивается, законопроект никак не регулирует деятельность иностранных участников электронной торговли». А по мнению директора по развитию электронного бизнеса М.Видео Андрея Верещагина, «предлагаемый закон не коснется большинства участников электронной торговли. Дело в том, что из-за неразвитости пластиковых карт значительная часть покупок оплачивается наличными и подобные сделки, соответственно, продолжат регулироваться прежними нормами, не учитывающими специфику электронной торговли». Также г-н Верещагин выразил свое несогласие с тем, что законопроект запрещает собирать с покупателей электронных магазинов персональную информацию в маркетинговых целях: «К электронной торговле не должно предъявляться больших требований, чем к обычной. Но ведь оффлайновые магазины-то в маркетинговых целях проводят сбор информации».

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Наибольшие же споры разгорелись вокруг использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в электронных сделках. «В законопроекте не содержится обязательного требования о том, что электронное сообщение (согласно законопроекту, договор — это обмен электронными сообщениями) считается таковым лишь при наличии в нем ЭЦП», — говорит юрист Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей бытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Юлия Федорова. Однако руководитель российского отделения международной платежной системы PayCash Виктор Достов, наоборот, согласился с подходом, применяемым в законопроекте: «Существующий закон „Об ЭЦП“ предполагает использование лишь депонированных подписей, но это требование — слишком жесткое для участников электронной торговли. Давайте проведем аналогии с оффлайном: когда вы покупаете в палатке мороженое, вашу личность никто не удостоверяет». В связи с этим г-жа Федорова предложила компромиссный вариант — ограничить сферу применения закона только сделками с использованием ЭЦП.

Ряд выступавших посчитали, что законопроект выходит за рамки электронной торговли и регулирует не только торговлю, но и вообще всю электронную коммерцию: услуги, банковскую деятельность и т.д. В связи с этим было высказано предложение переименовать законопроект. На это Валерий Комиссаров заявил, что «переименование уже внесенного законопроекта невозможно. И вообще — идеальных законов не бывает». Его поддержал и старший вице-президент «Внешторгбанка» Андрей Коротков: «Необходимо остановиться на этом варианте законопроекта и наконец-то принять его. Надо понимать, что одним росчерком пера все проблемы электронной торговли не решить. Их надо решать постепенно, укладывая один за другим кирпичики, а первым таким кирпичиком как раз и должен стать данный законопроект».