Россия: Интернет-специалистам негде работать
Сокращение количества стартапов в России привело к снижению спроса на интернет-специалистов. Зарплаты за последние месяцы снизились на 20-40%.Востребованность основных категорий интернет-специалистов под влиянием кризисного состояния экономики значительно снизилась, сообщает компания HeadHunter. Если раньше стартапы росли «как грибы после дождя», то осенью ситуация в сфере информационных технологий кардинально изменилась: неприбыльные проекты стали закрываться, а компании – сворачивать проекты по разработке корпоративных ИТ-систем, констатируют аналитики.
Как результат, на рынке труда высвободилось большое количество специалистов. По данным HeadHunter, «в цене» пока программисты, работающие на языках PHP, Python и базирующихся на нем фреймворках типа Django. Также высок спрос на программистов Ruby on Rails, поскольку на этом языке написаны выжившие в кризис стартапы. Спрос на спецов по Java и DOT NET также сохраниться, а вот наиболее туго придется знатокам Perl. Что касается других интернет-специальностей, то их представители пострадали в большей степени – прежде всего это менеджеры проектов и маркетологи.
Руководитель проекта Работа@Mail.Ru Алена Владимирская добавила, что сейчас многие издательские дома и другие оффлайновые бизнесы активно стали входить в интернет, видя в этом источник повышения эффективности и рентабельности бизнеса. «СМИ начали открывать свои онлайн-версии, компании начали запускать интернет-магазины. Как следствие - вырос спрос на интернет-маркетологов и менеджеров проектов (особенно e-commerce)», - считает она. Кроме того, по данным Работы@Mail.Ru, по-прежнему востребованы контент-менеджеры. Уменьшился спрос на специалистов по PR и интернет-журналистов.
Востребованность интернет-специалистов
специальность | Март08 | Сентябрь08 | Март09 |
Flash-дизайнер/Баннер - мейкер | н/д | 0,44 | 0,86 |
Веб - дизайнер | 0,5 | 0,55 | 3,22 |
Веб - программист | 0,24 | 0,54 | 2,74 |
Flash-разработчик | 0,22 | 0,33 | 1,2 |
Менеджер проектов | 1,34 | 8,25 | 15,61 |
Директор по развитию | 1,73 | 3,3 | 24,67 |
Директор по маркетингу и рекламе | 0,71 | 2,75 | 15,5 |
Коммерческий директор | 2,0 | 1,36 | 6 |
Руководитель направления | 1,0 | 2,88 | 8,4 |
Источник: HeadHunter
* Индекс HeadHunter рассчитывается как соотношение числа резюме к числу вакансий. Если соотношение больше 1, то предложение (количество резюме) превышает спрос (количество вакансий). Если соотношение меньше 1, то спрос превышает предложение.
Сократились и заработные платы интернетчиков, свидетельствует отчет HeadHunter. Здесь сказались два фактора – обилие предложений со стороны соискателей и завышенность докризисных ставок оплаты труда.

По данным Работа@Mail.Ru, до кризиса зарплаты в отрасли росли, в среднем, на 60-80% в год. В крупных российских городах зарплата Perl-программиста в течение 2008 г. (до начала кризиса) выросла с $1300-$1400 до $2000-$2200. «Сейчас, конечно, по вакансиям на Работе@Mail.Ru мы видим, что рост остановился. Зарплатные ожидания соискателей раньше росли на 120-150% в год, в последние месяцы этот процесс остановился. Например, до кризиса среднестатистический программист Perl претендовал на $2500 в месяц, а сейчас - уже на $2300», - рассказывает Алена Владимирская.
В среднем рублевые затраты в интернет-отрасли снизились на 20-40%, считает создатель и управляющий сервисом «Имхонет» Александр Долгин: «Сокращения в Интернете прошли в соответствии с всеобщим подверстыванием расходов под сократившиеся доходы. Стартапы, за которыми не стояло сильных идей, остановлены из-за поблекших перспектив монетизации. Реклама сжалась, и ставка на ангелов, готовых субсидировать басни про клондайки, теперь не проходит». По его словам, сейчас конкурс на ставку интернет-специалиста колеблется от 3 (веб-программисты) до 15 человек на место (менеджеры проектов, а также по маркетингу и рекламе).
«Текущая ситуация позволяет нам значительно повысить средний уровень персонала, привлекая наиболее квалифицированных специалистов. Фактически, кадровый рынок сейчас превратился в рынок работодателя, а не соискателя», - подтверждает исполнительный директор компании «Мамба» Максим Трухин.
По словам Алены Владимирской, тем не менее, интернет-компании больше не берут людей «про запас», а «хантить» специалистов стало значительно труднее: люди неохотно меняют место работы, так как стали больше ориентированы на стабильность.