Разделы

Бизнес Интернет E-commerce

Россия: Е-торговля вырастет на 30%

В 2009 г., несмотря на кризис, российский рынок электронной коммерции в сегменте B2C вырастет на 30%, говорится в новом отчете iKS-Consulting. При этом в 2008 г. рост был вдвое больше, причем быстрее всего увеличивался объем сегмента оплаты услуг.

В новом исследовании аналитического агентства iKS-Consulting говорится, что в 2008 г. российский рынок электронной коммерции в сегменте B2C вырос на 60% по сравнению с 2007 г. и составил 196 млрд руб. Специалисты iKS-Consulting прогнозируют, что в текущем году рынок вырастет еще на 30% до 255 млрд руб.

На онлайн-торговлю в 2008 г. пришлось только 1,4% от всего оборота розничной торговли в России. Самым быстрорастущим сегментом рынка признана оплата услуг (в первую очередь, транспортных) - оборот в 2008 г. составил 72 млрд руб. Оборот магазинов, занимающихся цифровой дистрибуцией (в данный сегмент входят игры, ПО, музыка и видео), достиг 14 млрд руб.

Также авторы отчета отмечают, что в структуре рынка электронной коммерции неуклонно сокращается сегмент продажи товаров с физической доставкой.

Основная форма оплаты - по-прежнему наличные при получении товара. Ее доля составляет 56%. Однако популярность других форм оплаты тоже продолжает расти: доля электронных платежных систем составила 31%, пластиковых карт - 11%, а SMS-платежей - 2%.

Всего в России действуют около 20 систем электронных денег. Лидирует на рынке система WebMoney, которая, по данным iKS-Consulting, занимает более двух третей рынка. На втором месте «Яндекс.Деньги», которым принадлежит еще около 1/5.

74% от всего оборота электронных денег (около 60 млрд руб.) приходится на переводы между физическими лицами, выплаты фрилансерам. Еще 26% составляет электронная коммерция.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

При этом электронными деньгами, как правило, оплачиваются услуги, а не товары: их доля составляет 94% всего объема платежей. Так, электронные деньги особенно популярны в онлайн-играх - с их помощью производится 51% платежей на этом рынке. Кроме того, оказалось, что молодые люди в возрасте 14-17 лет составляют целых 40% от общего количества пользователей систем электронных денег.

Объем рынка SMS-платежей составил 4,6 млрд руб. К такому способу оплаты прибегают более 10 млн российских интернет-пользователей. Чаще всего с помощью SMS оплачивают эротический контент (30%), мобильный контент (22%) и онлайн-игры (20%).

Сегмент пластиковых карт в 2008 г. показал самую высокую динамику. Объем этого рынка за год вырос в 2,8 раза и составил 21 млрд руб.

«В целом, наши оценки совпадают, - комментирует Татьяна Менькова, аналитик «Финама». Мы оцениваем рынок примерно в 140-160 млрд руб., а его динамику – на уровне 50-60%. В текущем году мы ожидаем замедления динамики до 25-30%. Конечно, снижение темпов роста выступает проявлением кризиса. Из-за сокращения платежеспособного спроса населения, оно будет меньше тратить на услуги, включая транспортные (в частности, авиабилеты), бытовую технику, электронику и другие товары, которые активно продаются через интернет. Кроме того, стоит учитывать сокращение количества новых подключений к интернету, то есть динамика базы будет негативно влиять на темпы роста рынка. Одновременно, доля электронной коммерции в обороте розничной торговли вырасти, прежде всего, за счет крупных городов – интернет позволяет совершать более экономные покупки, что привлекает к нему внимание потребителей».

Антон Труханов