Разделы

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения Внедрения Маркет

Основатель ABBYY отучит барменов воровать

Стартап iiko, учрежденный основателем ABBYY Давидом Яном, разработал программное решение, управляющее всеми элементами деятельности ресторанов. По оценкам разработчиков, решение позволит рестораторам экономить от 5% до 25%. Первое соглашение на внедрение новой системы подписано с сетью «Г.М.Р. Планета гостеприимства». В 2012 г. iiko рассчитывает занять не менее 50% рынка автоматизированных систем для российского ресторанного бизнеса.
Российский стартап iiko (читается «айко»), учредителями которого являются основатель компании ABBYY Давид Ян и известный в ИТ-отрасли разработчик и руководитель Максим Нальский (GlowByte, «ФинГрад»), объявил о заключении первого контракта на внедрение своей системы управления деятельностью современных ресторанов. iiko позиционируется как первое в своем классе программное решение, объединяющее все без исключения элементы ресторанного дела.

Все началось с того, что в 2004 г. Давид Ян увлекся ресторанным бизнесом и даже закончил курсы барменов, чтобы глубже узнать особенности профессии. «Я понял, что существующие системы управления обладают недостатком — как правило, каждая из них охватывает только один процесс, — заявил Ян. — Поэтому мы решили создать iiko как единую систему управления». Проект создания системы был запущен в августе 2005 г., а в декабре 2006 г. проект был выделен в отдельную компанию. Несколько миллионов долларов в развитие iiko инвестировал венчурный фонд «Тройка Диалог». Недавно компания открыла собственный центр разработок в Казани.

Решение iiko не только автоматизирует продажи и склад, но и осуществляет постоянный мониторинг действий персонала. Как подчеркнули разработчики, благодаря эффективному видеонаблюдению, позволяющему быстро «нарезать» интересующие фрагменты, система помогает предотвратить воровство. Отдельные модули системы уже действуют в ряде заведений Москвы, в том числе в собственных ресторанах Давида Яна и 27 ресторанах и 8 магазинах группы Аркадия Новикова. По оценкам Давида Яна и Максима Нальского, внедрение iiko увеличивает выручку ресторана на 5–25%, во многом благодаря росту лояльности клиентов.

Первой компанией, которая решила внедрить комплексную разработку iiko, стала «Г. М. Р. Планета гостеприимства» (бренды «Сбарро», «Восточный базар», «Виаджио» и «Баш на Баш»), объединяющая более 160 ресторанов в 30 городах России, Украины, Казахстана и Чехии. «Мы ожидаем, что новая система повлияет на работу управленческого состава ресторанов, — говорит президент „Планеты гостеприимства“ Мераб Елашвили. — Плюс финансы и HR (табели учета информации, рабочего времени). Система позволит поддерживать постоянную связь ресторанов с офисом и производственно-распределительным центром. Кухня и все движения продуктов станут прозрачными».

Чем заменить иностранные ECM
Импортонезависимость

В настоящее время iiko занимается доработкой отдельных модулей, исходя из специфики деятельности заказчика и его пожеланий. В августе 2008 г. начнется и к середине сентября завершится автоматизация ресторанов «Восточный базар» и «Баш на Баш» в Москве. До конца года все сети «Планеты гостеприимства» будут переведены на комплексное решение, сообщил генеральный директор компании iiko Владимир Можаев. Инвестиции в проект не разглашаются, но, по словам Елашвили, «это не миллионы долларов».

Давид Ян и Максим Нальский ставят амбициозную цель — в 2012 г. достичь оборота iiko в $40 млн и занять к этому времени не менее 50% российского рынка систем автоматизации деятельности ресторанного бизнеса. По оценкам специалистов, на сегодня в России около 30 тыс. кафе и ресторанов, из которых автоматизировано около половины. В ближайшие 5 лет должны открыться еще 35 тыс. данных заведений. В планах iiko — также разработка ПО для гостиничного бизнеса.

Эксперты говорят, что отечественные разработчики смогли вовремя предложить отечественному ресторанному бизнесу адаптированные для наших условий и более дешевые по сравнению с зарубежными аналогами решения. Согласно некоторым данным, около 34% рынка на сегодня занимает разработка R-Keeper (она пока еще применяется и в «Планете гостеприимства») компании UCS, далее идут решения на платформе : «РАРУС-Общепит» (18%), «Трактиръ» (10%), «АСТОР-Ресторан» (7%), а также «РСТъ:Рестораторъ», и ТillyPad (по 3%). Доли известных западных решений, таких, как Micros от компании Micros-Fidelio (США), Aloha POS от Aloha Technologies (США) и Guscom (Германия), несмотря на их популярность на мировом рынке, в России не превышают 1%. Объем затрат на ИТ в сфере общественного питания на сегодня оценивается как невысокий, он ниже, чем в торговле и других отраслях сферы услуг.

Андрей Арсентьев