Срыв первоначальных сроков и многократный рост стоимости – общая беда бюджетных космических проектов, особенно секретных программ. Чтобы преодолеть негативную тенденцию, в США реализуются новые схемы частно-государственного партнерства, позволяющие заинтересовать разработчиков в своевременном выполнении национальных проектов.
В последние годы в США, Германии и Великобритании появились новые схемы частно-государственного партнерства, которые позволяют совместить преимущества государственного планирования и частной заинтересованности в выполнении национальных космических проектов. Последние примеры в области космической съемки спутник видовой разведки ВеликобританииTopsat-1, запущенный 27 октября 2005 г., и перспективные радиолокационные спутникиГерманииTerraSAR-X и КанадыRadarsat-2. В области коммерчески рентабельной космической связи новые формы партнерства существуют уже давно.
Агентство геопространственной разведки NGA по инициативе директора агентства генерал-лейтенантаВВС в отставке Дж. Клаппера (Clapper) также применила новую схему частно-государственного партнерства в области видовой космической разведки. Как известно, агентство NGA, снабжая потребителей геопространственной информацией, функционально зависит от результатов деятельности управления космической разведки NRO, которое руководит разработкой и является оператором национальных средств космической разведки.
В связи с угрозой длительной задержки в появлении новых спутников FIA, агентство NGA в 2003 и 2004 годах разместило два контракта NextView по $500 млн. по схеме частно-государственного партнерства, чтобы обеспечить непрерывность поступления данных вне зависимости от ситуации с FIA.
По условиям контрактов NextView, две частные компании DigitalGlobe и GeoEye разрабатывают спутники двойного назначения
WorldView и OrbView-5 с аппаратурой съемки Земли с пространственным разрешением 0,5 м и 0,4 м. Агентство NGA участвует в долевом финансировании (примерно 50/50) новых спутников в счет будущего получения космической информации по твердым ценам ниже рыночных. Кроме того, агентство NGA гарантирует приобретение космической информации в течение срока эксплуатации спутников.
В контрактах оговорены твердые сроки запуска КА WorldView-1 (конец 2006 г.) и OrbView-5 2007 г. В случае срывов контрактных сроков компании-операторыDigitalGlobe и GeoEye должны поставлять космические снимки
с оперативных КА QuickBird-2, OrbView-3 и Ikonos-2 в счет уже полученных денег. Компании, получившие контракт, являются операторами ныне действующих космических систем и заинтересованы в своевременном появлении спутников на орбите.
Часть ресурса (около 50%) новых космических аппаратов компании-операторы будут использовать для продажи сверхдетальных космических изображений на мировом рынке. Нет сомнения в том, что снимки полуметрового разрешения найдут широкий спрос в мире, где американцы будут монополистами (пока ни одна страна еще не заявила о планах создания спутников с аналогичной аппаратурой). Эффективность схемы частно-государственных контрактов NextView будет подтверждена или опровергнута уже в 2006 году.
Бюджетный космос в России
Тенденции эскалации стоимости и задержки сроков реализации космических проектов не обошли стороной и отечественную космическую отрасль. Так, по данным Счетной палаты, разработка спутника «Вулкан» для прогноза землетрясений ведется с 1996 года, а степень готовности аппарата на момент проверки Счетной палатой в 2005 году составляла 23,7%.
Другой многострадальный проект -спутник высокодетальной съемки
«Ресурс-ДК» разрабатывается с 1996 года, а запуск традиционно откладывается с года на год. Получить оценки стоимости проекта в открытой печати не удалось. В итоге отечественная отрасль дистанционного зондирования Земли фактически лишена собственных спутников высокого разрешения. За десять прошедших лет спутник морально не «посвежел», а его вес, приближающийся к 7 тоннам, на порядок превышает вес успешно работающих на орбите спутников с даже более высокими характеристиками.
Российская метеорология осталась без собственных спутников вообще.
Причины затягивания разработки новых космических проектов в России могут отличаться от американских в силу специфики состояния отечественной индустрии. Среди них специалисты называют длительное недофинансирование и технологическое отставание. В результате, как заметил представитель космической отрасли, предприятие порой заинтересовано в затягивании разработки новой программы для получения дополнительных бюджетных средств.
Тем не менее, в России тоже появляются новые схемы финансирования космических проектов, в которых предприятие-разработчик инвестирует собственные средства из прибыли. Примером такого партнерства у нас является проект «Кондор-Э» НПО Машиностроения и программа дистанционного зондирования ГКНПЦ им. Хруничева и ФКА «Монитор-Э». В связи с ограниченностью собственных средств российских предприятий, такая схема пока не зарекомендовала себя в качестве панацеи.
Трудный старт спутника «Монитор-Э»
и отсутствие серии «Мониторов» в федеральной космической программе ФКП-2015 показывают, что на сегодняшний день в партнерстве согласия нет. Напомним, что в США основой проектов NextView, кроме бюджетных средств NGA, являются финансы инвесторов, кредиты и доходы от размещения акций на бирже, т.е. используются рыночные механизмы при наличии государственных гарантий.
Сегодня трудно выбрать жизнеспособную схему для России, но современные реалии таковы, что только государственная форма закупок и менеджмента крупных космических программ становится сверхзатратной и малоэффективной.