Срыв первоначальных сроков и многократный рост стоимости – общая беда бюджетных космических проектов, особенно секретных программ. Чтобы преодолеть негативную тенденцию, в США реализуются новые схемы частно-государственного партнерства, позволяющие заинтересовать разработчиков в своевременном выполнении национальных проектов.
Как показывает мировой опыт, обычно ни один бюджетный космический проект не удается завершить в намеченный срок и в пределах первоначально запланированных сумм. Однако по мере роста масштабности космических программ эта тенденция также принимает «космические» масштабы, особенно если дело касается оборонных проектов, целесообразность которых ни один контрольный орган не осмелится оспаривать. Двух-трехкратный рост стоимости многомиллиардных проектов давно уже стал обычным явлением.
FIA, SBIRS, NPOESS и Space Radar
В октябре 2005 года национальное управление воздушно-космической разведки NRO осуществило очередную реструктуризацию самого масштабного за историю США военного космического проекта по разработке перспективных спутников видовой разведки
Future Imagery Architecture (FIA). В 1999 году контракт на выполнение проекта FIA
(репортеры окрестили его FIAsco) получила компания Boeing, которая обошла своего главного конкурента
аэрокосмического гиганта Америки Lockheed-Martin, пообещав низкую цену и более прогрессивные технологические решения.
В 2005 году на орбите должен был появиться первый КА FIA, но выяснилось, что из-за нехватки опыта у компании Boeing для появления первого спутника FIA требуются дополнительно $5 млрд. и как минимум еще 3 года. В результате октябрьской реструктуризации FIA заказчик сократил долю работ Boeing в проекте, передав разработку спутников видовой разведки с оптико-электронной аппаратурой компании Lockheed-Martin. Несмотря на проявленную неспособность, компания Boeing получит еще около $500 млн. для завершения работ по оптической компоненте FIA и продолжит разрабатывать радиолокационные аппараты FIA.
В декабре 2005 года Пентагон сообщил о сокращении закупок перспективных спутников обнаружения пусков ракет SBIRS с пяти до двух-трех единиц. Стоимость программы SBIRS, разрабатываемой компанией Lockheed-Martin, выросла в 3 раза, а срок запуска первого спутника
отложен на 7 лет.
Другая программа перспективная объединенная метеорологическая система министерства обороны и управления NOAA National Polar-orbiting Operational Environmental Satellite System (NPOESS) уже превысила
первоначальный 7-миллиардный бюджет на 25%. Срок запуска первого спутника NPOESS C-1, первоначально запланированный на 2008 год, был перенесен на 34 года.
Конгресс США уже второй год сокращает ассигнования на перспективную программу космическойрадиолокационной разведки
Space Radar, технологии которой еще только разрабатываются, а оценка полной стоимости системы колеблется в большом интервале. По заверениям менеджеров системы, точное число оперативных спутников в системе станет известно лишь после 2010 года.
Частно-государственное партнерство решение проблемы?
Практически все крупные космические проекты США поражает сходный недуг сроки их реализации растягиваются, стоимость неизменно вырастает, и когда, наконец, программа развернута, выясняется, что она не удовлетворяет всем требованиям заказчика. Ведущая американская компания в области системного анализа Booz Allen Hamilton выявила основные источники проблем в реализации крупных космических проектов (ранжированы в порядке убывания приоритета).
1. Технологические трудности реализации требований технического задания и изменения технического задания, которые заказчик осуществляет уже в ходе разработки.
6. Отсутствие необходимого профессионального опыта и знаний кадров предприятий-участников кооперации по разработке новых космических программ.
#gallery#
Нельзя сказать, что негативные тенденции в разработке космических проектов остаются без внимания. Администрация Джорджа Буша предприняла ряд шагов, направленных на устранение недостатков в практике госзакупок космических вооружений, и внесла соответствующие изменения в основной регламентирующий документ (National Security Space Acquisition Policy 0301). Существуют законодательные процедуры Конгресса, направленные на пересмотр программ, стоимость которых превысила первоначально заявленные суммы, но принятые меры пока не дали ожидаемого эффекта.