Разделы

Техника

Фототехника: россияне получат больше за те же деньги

Российский фоторынок остается одним из самых перспективных в Европе, говорят эксперты. При этом его дальнейшее развитие направлено на максимальную привлекательность для потребителя в соотношении «цена-качество»: покупатель получает больше возможностей за меньшие деньги.
Сегодня на развитие российского фоторынка оказывает влияние рост продаж зеркальных фотокамер. Это подтвердила Маргарита Дударева, руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли компании GFK. По результатам исследований в четырех городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск), рост продаж цифровых камер в 2005 году увеличился на 93% по сравнению с 2004 годом. При этом от общего объема рынка цифровые зеркальные камеры составляют 5%, а 95% — любительские цифровые камеры. Однако прирост «зеркалок» по сравнению с 2004 годом составил 158%, также заметно увеличился их ассортимент. Из этого следует, что полупрофессиональный сегмент является сегодня одним из перспективных, и многие ведущие игроки обращают на него серьезное внимание. Что же касается профессионального рынка в России, то, по словам Сергея Савенко, президента группы компаний «Фото-Про» («Сава Диджитал»), он, в отличие от западного, находится на стадии становления, но обладает огромным потенциалом. Основными тенденциями, которые могут повлиять на его дальнейшее развитие, является, в частности, растущий спрос на фотографию как элемент интерьера.

"Российские семьи не очень любят портретную фотографию, которая популярна в Америке и Европе, и пока не готовы тратить существенные бюджеты на свадебные фотосессии. В то время как на Западе на это выделяют по $15–20 тыс. из семейного бюджета, — заметил, в свою очередь, Фидель Эранц, директор по продажам управления фотографии компании Кodak. — Однако в России налицо активный интерес к «интерьерной фотографии», и это в какой-то степени будет определять дальнейшее развитие профессионального сегмента".

Сегодня ключевой тенденцией фоторынка является увеличение продаж цифровых фотокамер через массовые каналы сбыта: гипермаркеты, а также компьютерные магазины и салоны связи. На долю последних в 2005 году пришелся самый большой объем продаж цифровых фотокамер — 260% (по данным GFK). Компьютерные магазины продали 60%, а специализированные — всего 40%. В связи с этим, фотомагазинам необходимо задуматься о реорганизации своего бизнеса. По мнению Бориса Асриева, президента группы компаний «Техсоюз», современный фотомагазин должен иметь весь ассортимент фотопродукции: непосредственно камеры, аксессуары к ним, карты памяти, принтеры для студийной и домашней печати. Причем должен быть хорошо представлен ассортимент профессиональной техники, продажа которой требует особой подготовки менеджеров и продавцов.

#gallery#

Но не менее важно для фотомагазина и предоставление на высоком уровне полного ассортимента услуг. Хидэки Мурата, президент компании «Коника Минолта Фото Имэджинг Россия», заметил, что за последнее время объем печати фотографий снизился в несколько раз, 80% изображений люди хранят на дисках или внешних носителях. В Японии объемы продаж принтеров продолжают падать и 2007–2008 годы станут пиком снижения продаж принтеров, поэтому они становятся все дешевле и проще. Таким образом, специализированные магазины должны обеспечить тот спектр услуг, который недоступен дома, необходимо предоставить многофункциональные способы печати с использованием различных типов бумаги, а также предлагать печать буклетов, листовок, календарей и т.д.

Как подготовить ИТ-архитектуру к внедрению ИИ
цифровизация

Дик Макклелланд, независимый эксперт по обработке изображений, добавил, что фотомагазин будущего может быть не только сервисным бюро, но и образовательным каналом. Существенное конкурентное преимущество специализированным салонам могут дать специальные программы обучения, своего рода мастер-классы, где клиенты могут научиться секретам фотомастерства.

Обсуждая тенденции и перспективы рынка фотопечати, Фидель Эранц привел следующую статистику: в Европе 30% — потребители печатают дома, 54% — в лабораториях, а 16% — онлайн. В России на долю лабораторий приходится 90%, дома печатают 7% и лишь 3% — онлайн. Комментируя эти данные, Ольга Подколзина, руководитель отдела маркетинга компании Epson, сказала, что, несмотря на некоторые пессимистичные настроения, рынок фотопечати перспективен, причем во всех его областях: профессиональном, полупрофессиональном и любительском. Сегодня разрабатываются модели принтеров для массового сегмента, напоминающие больше бытовые устройства и позволяющие печатать быстро, качественно и доступно. По мнению г-жи Подколзиной, в ближайшем будущем стоимость печати фотографии, включая картридж и бумагу, будет составлять порядка 3–4 рублей за штуку.

Говоря о дальнейшем развитии любительского фоторынка в России, эксперты сходятся во мнении, что наблюдается динамичный рост отрасли во всех сегментах, и российский рынок пока далек от насыщения. Так, по мнению Вольфганга Людтке, менеджера по развитию бизнеса (категория профессиональных устройств фотопечати) Hewlett-Packard, сегодня российский фоторынок почти достиг уровня европейского, и для западных инвесторов он так же привлекателен, как и другие рынки Европы.

Надежда Генина