Разделы

Интернет Веб-сервисы Интернет-реклама

Чем Microsoft хочет взять Рунет

Microsoft рассказала о деталях своей стратегии по развитию онлайн-сервисов в Рунете. В центре внимания корпорации оказались четыре направления – от видео до поиска. К 2010 г. компания надеется войти в Tоп-3 лидеров Рунета, а также вывести Россию в Tоп-4 среди стран EMEA по прибыльности интернет-бизнеса для Microsoft. Отдельные эксперты считают, что успеху компании может способствовать доминирующее положение Windows на рынке.

Корпорация Microsoft рассказала подробности стратегии развития своих онлайн-сервисов в Рунете. Компания уверена, что сможет по всем направлениям достигнуть значительных успехов на столь перспективном и быстрорастущем рынке, как российский. Так, Microsoft указывает, что если сегодня количество интернет-пользователей в России составляет около 28 млн. человек, к 2011 г. этот показатель должен достигнуть уже 43,25 млн. Таким образом, уровень проникновения интернета в стране составит около 31%. Что же касается рынка онлайн-рекламы, который, как считает Михаил Чупа, директор группы онлайн-сервисов Microsoft Rus, является одним из самых быстрорастущих, то его объем к 2011 г. достигнет отметки в $1 млрд.

Основные направления, на которых сфокусируется компания, – видео, сервисы Windows Live для мобильных телефонов, а также поиск. В частности, 7 декабря 2007 г. пользователи Рунета получат локализованные MSN Video и Soapbox, достаточно большое количество других изменений по части возможностей для работы с видео коснутся и MSN.ru в целом. В результате Microsoft надеется сделать MSN.ru ведущим развлекательным порталом в Рунете. Сегодня же состоялось обновление платформы Windows Live, которой коснулся ряд улучшений, появились новые инструменты и возможности и т.п. Ключевым компонентом является Windows Live, на который Microsoft делает ставку с целью обеспечить увеличение количества пользователей сервисов, входящих в платформу (или, по-другому, увеличение количества Windows Live ID).

Экспансия на мобильные устройства для Microsoft является весьма важной, прежде всего, по той причине, что, как отметил Чупа, через три года их число должно превысить количество ПК в 3-4 раза. Помимо того, что на устройствах, работающих под Windows Mobile 6, линейка Windows Live уже предустановлена, с 11 ноября они будут доступны и на телефонах Nokia c платформой S60 – на 5 моделях линейки N, а также на моделях 5700, 6110, 6120, 6290. Кроме того, в ближайшем будущем мобильными должны стать MSN.ru и Live Search.

Microsoft в октябре 2007 г. включила русский язык в число Tоп-10 приоритетов в развитии Live Search, и новую версию поисковика с полноценной его поддержкой можно будет увидеть уже весной 2008 г. Компания планирует запустить поиск по видео, увеличить количество поисковых запросов, осуществляемых через MSN.ru, Live.com, Windows Live и мобильные устройства. Также в будущем будут локализованы карты Virtual Earth.

В результате всех этих действий к 2010 г. Microsoft намеревается войти в Tоп-3 лидеров Рунета, а Россия должна войти в Tоп-4 стран EMEA по доходности онлайн-бизнеса для компании. Главным преимуществом предлагаемых решений Microsoft считает реализацию концепции One Stop Shop – создание места, в котором собраны и максимально удобно друг с другом интегрированы программы и сервисы для общения, развлечения и получения информации. Конкуренты же, по мнению Чупа, слишком «фрагментированы» и не реализуют столь высокой степени интеграции. Кроме того, менеджер отметил, что, учитывая прогнозируемый значительный рост российской интернет-аудитории, Microsoft ориентируется в первую очередь на завоевание новых пользователей, а не привлечение опытных, уже во многом привыкших к другим инструментам. Одной из важных составляющих стратегии привлечения новых пользователей, безусловно, будет являться сильная маркетинговая программа.

Михаил Чупа отказался говорить о том, каких же именно нынешних лидеров Рунета Microsoft надеется потеснить в ближайшем будущем. По его словам, рынок в скором времени серьезно консолидируется, в результате чего останется небольшое число очень крупных игроков, в совокупности занимающих примерно 75-80%. Говоря о текущей ситуации с популярностью MSN.ru в России, Всеволод Леонов, директор по маркетингу группы онлайн-сервисов Microsoft Rus, сказал, что количество уникальных посетителей проекта составило около 1 млн. С января 2008 г., по его словам, будет доступна подробная и достоверная статистика по посещаемости портала TNS.

Основным источником доходов с бесплатных онлайн-сервисов для Microsoft будет являться реклама. По оценкам Леонова, в ближайшем будущем поисковая реклама в два раза превысит баннерную, и две трети рынка в денежном выражении действительно будут поделены между небольшим числом крупных игроков. Чупа также подчеркнул интерес компании, в частности, к видеорекламе в интернете, формирование рынка которой станет одной из важных задач направления Microsoft Digital Advertising Solutions.

Как RobotMIA запустила более 400 роботов в облаке Selectel
Маркет

Алексей Басов, генеральный директор компании «Бегун», считает, что основным конкурентным преимуществом Microsoft является именно высокая степень интеграции платформы онлайн-сервисов с операционной системой: «Учитывая способность сервисов Microsoft по интеграции в ОС в «рабочий стол», пожалуй, это единственная крупная «точка входа» как в компьютер, так и в интернет, причем доступная для очень большого числа россиян». По мнению Басова, эта особенность решения Microsoft действительно предоставляет хорошую возможность для мощного старта по продвижению сервисов. Участник рынка отмечает, что компания ведет работу по усовершенствованию и развитию интеграции платформы онлайн-сервисов в Windows, и именно это конкурентное преимущество в среднесрочной перспективе, считает Басов, поможет Microsoft действительно занять серьезную позицию. Фактически, предоставление таких перспектив – свойство любого рынка, на котором ОС Windows занимает лидирующее положение.

Комментируя текущее положение компании на рынке Рунета, Басов указывает, что неявность позиций Microsoft в настоящее время определяется, прежде всего, тем, что российский интернет-рынок просто не входил в число приоритетных, теперь же ситуация, по всей видимости, начинает меняться. Повышение привлекательности Рунета для компании объясняется как его ростом, так и тем, что все больше конкурентов Microsoft начинает обращать на него значительное внимание, считает Басов.

Говоря же о рынке видеорекламы, эксперт сказал, что, конечно, сейчас многие игроки смотрят на эту область, но пока даже не получается назвать ее рынком: «Скорее я бы относил это к области инноваций, экспериментов. Пока здесь нет финансовых потоков, игроков, конкурентов и т.п.».

Олег Савцов, заместитель генерального директора «Армады», считает, что если говорить о контентных проектах, то эти амбициозные цели Microsoft вполне осуществимы, т.к. сейчас на рынке серьезный дефицит качественных проектов такого рода. Если же говорить о поиске, то, по мнению Савцова, это довольно «безнадежная затея», и Microsoft лучше сконцентрироваться на своих перспективных и сильных проектах, таких, как, например, Messenger, интерактивные решения и т.д. Что же касается позиций Microsoft на интернет-рынке как таковом, то эксперт отмечает, что, несмотря на сильные позиции Google, в отдельных областях софтверный гигант действительно сумел занять серьезное место: «Microsoft, безусловно, сильная компания, как в финансовом, так и в человеческом плане. Конечно, на ранних этапах своего развития она игнорировала возможности Сети, но теперь она реально пытается догнать упущенное путем, в частности, серьезных денежных вложений, и в отдельных областях ей это действительно удается».

Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу Mail.ru, считает, что Microsoft довольно сильно опоздала с выходом в Рунет, где конкуренция на рынке поиска, видеохостинга, а также многих других упомянутых представителями компании продуктов достаточно высока уже сейчас: "В странах, где к моменту выхода на рынок глобальных компаний уже существовали сильные локальные игроки, этим компаниям так пока и не удалось занять лидирующую позицию". Тем не менее, Артамонова заметила, что Mail.ru рассматривает Microsoft как серьезного соперника, имеющего достаточно ресурсов для того, чтобы добиться определенных успехов на российском рынке: "Безусловно, с их приходом конкуренция только обострится".

Валерия Комиссарова