Спецпроекты

Магазин «Яндекса» и Сбербанка теряет покупателей. Посещаемость рухнула в 27 раз

33730
Интернет Веб-сервисы Ритейл Розница

Российский маркетплейс Bringly сворачивает свою программу лояльности на фоне стремительного падения его популярности среди потребителей. На ресурсе наблюдается снижение посещаемости, начавшееся ровно тогда, когда владельцы Bringly более чем в два раза ухудшили условия этой самой бонусной программы. Сбербанк и «Яндекс» не планируют в обозримом будущем заниматься развитием сервиса, и в перспективе раздел с заграничными товарами, вокруг которых и построен Bringly, может появиться в маркетплейсе «Беру» – еще одном детище «Яндекса» и Сбербанка.

Непопулярный маркетплейс

Онлайн-витрина Bringly, созданная в рамках совместного предприятия «Яндексом» и Сбербанком, готовится свернуть свою программу лояльности. Это напрямую связано с очень резким сокращением аудитории сервиса.

Падение популярности маркетплейса оказалось не только стремительным, но и масштабным – по информации «Коммерсанта», в сентябре 2019 г. аудитория проекта едва достигла 91 тыс. человек. Всего за пять месяцев, с апреля 2019 г., она уменьшилась в 27 раз – на тот период она составляла 2,5 млн человек в месяц.

Закрытие программы лояльности Bringly происходит постепенно, и процесс начался, фактически, 4 октября 2019 г., когда доступ к участию в ней был закрыт для всех без исключения вновь зарегистрировавшихся пользователей. Те же, кто влился в ряды Bringly до этого дня, смогут участвовать в ней до 18 ноября 2019 г., то есть еще практически месяц.

Что такое Bringly

Bringly – это виртуальная торговая площадка, на которой российские покупатели могут заказать товары у зарубежных продавцов. На момент запуска, состоявшегося в конце ноября 2018 г., в каталоге сервиса была представлена продукция из Китая, Южной Кореи, Германии, Великобритании, Турции, Израиля и ряда других стран. В конце весны 2019 г. проект достиг договоренности с крупным китайским интернет-ритейлером JD.com – его товары появились на сайте Bringly 31 мая 2019 г., с доставкой «Почтой России» в кратчайшие сроки – от 10 дней.

Покупать на Bringly стало не так выгодно, как на старте проекта

Bringly задумывался именно как маркетплейс, а его концепция монетизации основана на том, что продавцы, чей товар размещен на виртуальных витринах, платят фиксированный процент с каждой продажи. Процент варьируется в зависимости от категории товара, но обычно составляет 5-10% стоимости покупки.

Что потеряли пользователи

Программа лояльности Bringly заключалась в накоплении внутрисервисных бонусов за попкупки, которыми затем можно было оплачивать новые приобретения. На момент запуска Bringly, состоявшегося в ноябре 2019 г., все участники могли оплатить этими бонусами до 50% стоимости заказа, что и привлекало пользователей.

В апреле 2019 г. условия программы резко изменились в сторону ухудшения – бонусы заметно обесценились, и оплачивать ими до половины стоимости нового заказа пользователи больше не могли. Владельцы платформы оставили возможность оплаты лишь до 20% суммы товара, что тоже могло отразиться на резком снижении популярности ресурса.

Дальнейшая судьба Bringly

Закрытие программы лояльности не означает, что Bringly полностью прекращает свою работу. Онлайн-витрина продолжит существовать, отметил представитель проекта, но без стартовых баллов и кэшбэка.

Тем не менее, неизвестно, как долго просуществует Bringly ввиду отсутствия финансовой выгоды для пользователей и следовательно, их интереса к проекту. Кроме того, развитие сервиса может сильно замедлится, поскольку, по словам гендиректора «Яндекс.маркета» Максима Гришакова, раскрутка Bringly не входит в планы компании на ближайшую перспективу. «Это не тот проект, который мы сейчас активно продвигаем», – отметил Гришаков.

В дополнение к этому в конце сентября 2019 г. из команды «Яндекс.маркета» ушел директор по международному развитию Алекс Васильев. В его обязанности, входило, в том числе, и развитие Bringly. О своем уходе он сообщил на личной странице в сети Facebook.

Возможные причины незаинтересованности в Bringly

Максим Гришаков отметил, что в настоящее время рынок трансграничной торговли замедляется в своем развитии, и что за 11 месяцев работы Bringly Сбербанк и «Яндекс» испытали ряд стратегий по развитию этого бизнеса. По его словам, ни одна не принесла ожидаемых результатов. По словам главы «Яндекс.маркета», в рамках Bringly сперва была сделана ставка на товары не из Китая, затем на продукцию с высоким средним чеком, но обе они показали свою неработоспособность. «Люди не всегда готовы делать большую предоплату за товары из-за границы и ждать их три-четыре недели», – добавил Гришаков.

В настоящее время СП Сбербанка и «Яндекса» ведут поиски новых стратегий и товаров, которые будет экономически выгодно ввозить на территорию России.

«Беру» как вероятная альтернатива

В рамках совместного предприятия «Яндекс» и Сбербанк запустили еще один схожий проект – маркетплейс «Беру», в тестовом режиме работавшем с мая 2018 г. В полную силу ресурс заработал в конце октября 2018 г. ровно за месяц до старта Bringly. За время тестирования в каталог «российского Amazon» было добавлено 100 тыс. товаров в 600 категориях от 1 тыс. продавцов и обработано 180 тыс. заказов покупателей.

В отличие от Bringly, лишившегося своей программы лояльности, в «Беру» со дня его полноценного запуска действует система бонусов «Беру Бонусы». Она подразумевает предоставление скидок или бесплатной доставки покупателям, которые совершали покупки на маркетплейсе ранее. Кроме того, бонусы можно накапливать. Если у покупателя достаточно бонусов для оплаты полной стоимости товара, он сможет приобрести его за 1 руб.

По словам Максима Гришакова, «Яндекс» рассматривает возможность создания на площадке «Беру» раздела с товарами из-за рубежа. Сроки его появления гендиректор «Яндекс.маркета» не сообщил.



Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка

Взгляд месяца

Идея внутренней разработки себя не оправдала

Наталия Оржевская

директор центра управления командами, «Диасофт»