Разделы

Телеком Инфраструктура Проводная связь Маркет

Число пользователей фиксированного ШПД в России превысило 30 млн. В тройке провайдеров-лидеров перестановки

В 2015 г. темп роста абонентов фиксированного широкополосного доступа  в России продолжил снижаться вследствие насыщения рынка и воздействия внешних факторов. 

Снижение темпов роста

В 2015 г. количество пользователей фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в России выросло на 2% до 30,3 млн человек, сообщает J’son & Partners Consulting. Для сравнения, в 2014 г. рост составил 5%, а по итогам 2013 г. — 8,6%.

«Основная тенденция – замедление темпов роста рынка, связанное с непростой экономической ситуацией в стране, падением уровня доходов населения, отсутствием импортозамещения интернет-оборудования, отсутствием или сокращением инвестиций в строительство новых сетей и увеличением себестоимости услуги ШПД», — прокомментировал Максим Чернов, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «Акадо Телеком».

Первое место в Европе

По количеству фиксированных пользователей ШПД российский рынок  занимает первое место в Европе и четвертое место в мире. Больше фиксированных пользователей ШПД только в Китае, США и Японии. По проникновению Россия занимает восьмое место среди 10 крупнейших мировых рынков фиксированного ШПД, опережая Китай и Бразилию.

Перестановки среди лидеров

Лидерами российского рынка фиксированного ШПД в 2015 г. остались компании «Ростелеком» и «Эр-Телеком». Но в 2015 г. в рейтинге операторов произошли изменения. Компания МТС, прибавившая к своей базе 147 тыс. новых абонентов, вышла на третье место по количеству абонентов ШПД, сместив компанию «Вымпелком» на четвертую позицию.


Россия занимает первое место по числу абонентов фиксированного ШПД в Европе

В свою очередь, «Ростелеком» увеличил абонентскую базу на 284 тыс. человек в 2015 г. Вместе с МТС она стала второй компанией, показавшей уверенный рост этого показателя (в относительном выражении он составил 6% к 2014 г., что втрое выше по сравнению со средним значением по рынку).

Основные тенденции

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

К основным тенденциям на российском рынке фиксированного ШПД в интернет среди частных пользователей аналитики отнесли: рост скоростных тарифных планов; рост подключений по оптическим технологиям, в том числе по технологии PON и рост проникновения устройств с поддержкой ШПД и их разнообразие.

Число абонентов фиксированного ШПД в России, млн

Источник: J’son & Partners Consulting

«За последние 2 года доля пользователей, которые выбрали тарифные планы со скоростью 100 Мбит/с и более, выросла в два раза. Тарифы со скоростью 1 Мбит/с и ниже практически ушли в прошлое, на их долю приходится не более 3 % подключений», — заявили эксперты.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Что же касается разнообразия устройств, в России в 2015 г. настольными ПК пользовались 53% семей, ноутбуками – 63%. Кроме того, за последние три года средняя розничная цена смартфонов и планшетов снизилась, даже с учетом повышения цен в 2015 г. «Эти устройства стали доступны для людей с практически любым уровнем дохода, и их продажи существенно увеличились. Таким образом, разные члены семьи стали активно использовать ШПД с разных устройств и зачастую одновременно», — пояснили аналитики J&P.

Прогноз

«Основная тенденция 2015 г. — насыщение рынка ШПД и замедление его роста», — подчеркнул руководитель департамента продаж и обслуживания ТТК Олег Леонов. С ним согласны аналитики J&P. Они ожидают, что в ближайшей перспективе темпы роста не будут превышать 1–2%. 

«Все силы операторов были направлены на сохранение действующей абонентской базы: компании наращивали скорости, снижали тарифы, улучшали пакетные предложения, отказывались от акционных предложений, способствующих оттоку абонентов», — добавил Чернов. 

Сергей Попсулин