Разделы

Интеграция Бизнес-приложения Внедрения

Спрогнозировать спрос — и извлечь выгоду. Опыт «ТехноНиколь»

Как не существует одинаковых предприятий, так и не может быть универсального рецепта автоматизации производства, который бы пришелся ко двору всем заводам и фабрикам мира. Современный подход основывается на внедрении в компаниях тех приложений, которые решают критически важные для их бизнеса задачи. Так, на предприятии по производству негорючих теплоизоляционных материалов из каменной ваты – одного из бизнес-направлений корпорации «ТехноНиколь» – около 30% затрат уходит на планирование и осуществление поставок как исходных материалов, так и готовой продукции, а потому повышению качества прогнозов спроса и продаж уделено особое внимание. На базе приложений для интегрированного бизнес-планирования Oracle Value Chain Planning создана система планирования спроса и операций. Реализацию проекта осуществляла консалтинговая группа «Борлас».

Для сегмента производства строительных материалов, к которому относится корпорация «ТехноНиколь», крупнейший в Европе изготовитель и поставщик кровельных, гидро- и теплоизоляционных материалов, характерна высокая зависимость от сезонных колебаний спроса. Более того, предприятие имеет очень широкую географию работы, и эти колебания различны для разных регионов. В связи с этим вопросы точного прогнозирования спроса и последующего управления производственными и логистическими мощностями, в том числе в региональном разрезе, напрямую влияют на эффективность бизнеса.

В составе корпорации выделяется несколько ключевых бизнес-направлений. Так, направление «Каменная вата» специализируется на негорючих теплоизоляционных материалах из каменной ваты. В составе подразделения 6 заводов, продажи продукции осуществляются в более чем 100 регионах России и зарубежья. Данное подразделение поставило задачу обеспечить баланс спроса и продаж таким образом, чтобы по всей цепи – закупки, производство, логистика, продажи – не возникало узких мест и предприятие могло добиться максимально эффективного использования ресурсов.

Курс на эффективность планирования

Цели, которые стояли перед руководством бизнес-направления «Каменная вата» касались увеличения уровня сервиса, достигаемого соблюдением баланса между спросом и поставками, повышения точности прогнозирования и сокращения доли простоев на переходах производственных линий: компания придерживается философии бережливого производства и прилагает много усилий, чтобы сократить время переходов, ведь простой линии влечет существенную потерю доходности. Было важно добиться высокого уровня планирования, сделав размер партии оптимально соответствующим требуемому в каждом отдельном промежутке времени. Сегодня, в эпоху высоких технологий и стремительного распространения инноваций, выигрывает тот, кто действует быстрее. Бизнес нуждался в удобном инструменте, предоставляющем возможность повысить качество прогнозирования, исключить чрезмерное накопления продукции, увеличить качество плана продаж, повысить экономическую эффективность плана продаж и операций, на основе которых осуществляется детальное планирование работы заводов, снизить трудоемкость процесса расчета прогнозов спроса и плана продаж и операций и, наконец, повысить скорость реагирования на изменения как на рынке, так и в производственной среде за счет автоматизированного расчета планов, встроенных возможностей анализа потенциально конфликтных ситуаций и упреждающего реагирования на них.


Проект в «ТехноНиколь» окупился менее чем за год: благодаря системе планирования спроса и операций, в сезон предприятие смогло более эффективно использовать складские площади

Все это потребовало создания единого информационного пространства как в рамках центрального офиса бизнес-направления «Каменная вата», так и между направлением и региональными представителями дирекции продаж, направлением и службами планирования заводов. Раньше отдельно у коммерческого подразделения или отдела закупок, логистики, производства существовали собственные разрозненные планы и каждое подразделение осуществляло свой процесс планирования. Дальнейшее согласование и сведение множества планов в один отнимало много времени и ресурсов. Огромной проблемой становилась необходимость внесения изменений в прогнозы спроса: рынок не стоит на месте, для точности прогнозирования коррективы нужно было вносить постоянно, а значит, и формировать новый план на основе изменившихся прогнозов. Было необходимо получить возможность автоматически рассчитывать финансовый план на основе полученных данных по прогнозированию спроса и плана продаж.

Oracle VCP в теории...

Проект по созданию специализированной информационной системы для совершенствования операционной деятельности, объективной оценки ситуации на рынке, получения связанных и сбалансированных планов продаж и операций начался в начале 2012 года. Для его реализации была приглашена консалтинговая группа «Борлас», ведущая российская компания с более чем 20-летним проектным опытом и обширной функциональной и отраслевой экспертизой.

Предварительный этап, посвященный изучение имеющихся бизнес-процессов, стал самым длительным. До проекта вся информация в основном хранилась в Excel-таблицах и разрозненных системах, поэтому первый этап был посвящен консолидации и созданию НСИ. Изучая рынок предложений для автоматизации бизнес-процессов, компания остановила выбор на бизнес-приложениях для интегрированного бизнес-планирования семейства Oracle Value Chain Planning (VCP) – платформе для управления всей деятельностью по управлению спросом в цепочках поставок Oracle Demantra Demand Management и решении для планирования операций Oracle Strategic Network Optimization.

Схема организации процесса и планирования продаж

Источник: «Борлас», 2013

Аналитический модуль Oracle Demantra Demand Management позволяет повысить качество прогнозирования спроса за счет построения эконометрической модели и использования специальных алгоритмов (например, используется алгоритм Байеса-Маркова для комбинирования различных моделей временных рядов и факторов – его применение обеспечивает беспрецедентную точность прогноза). Система позволяет формировать многомерный анализ (по продукту, региону, покупателю и др.) и выявлять причинно-следственные связи в фактах продаж с возможностями динамической отчетности.

Что сегодня понимают под TestOps
Интеграция

Центральным блоком системы является детальная интегрированная модель цепочки поставок, построенная в Oracle Strategic Network Optimization. Она объединяет прогноз спроса, схемы снабжения производства всех заводов, хранения и доставки их продукции. В системе выполняется планирование и оптимизация материальных и ресурсных потоков, учитывается подробная структура затрат и прибыли. Она дает возможность найти оптимальное решение в цепочке поставок, минимизируя стоимость потоков и максимизируя прибыль.

...и на практике

Теперь в бизнес-подразделении все участники процесса увязаны в одну цепочку. Бизнес-процесс планирования начинается с контура прогнозирования.

Региональными менеджерами формируются экспертные прогнозы, кроме того, имеется статистический прогноз, составлен на основе Oracle Demantra Demand Management. Все прогнозы существуют в одной системе, и директор по продажам теперь имеет возможность принимать решение, опираясь на годовой план, текущие региональные прогнозы и статистику прошлых продаж.

Но собственно наличие прогноза спроса – это отнюдь не самоцель проекта. После утверждения прогноз спроса «прогоняется» через цепочку поставок — и участники (снабженцы, логисты) получают свои индивидуальные планы. Таким образом формулируется персональная задача для каждого звена всей цепочки поставок. Прогнозы консолидируются и доступны высшему менеджменту предприятия для обеспечения необходимых показателей бизнеса.

Созданная система избавляет от необходимости все время следить за тем, не забыл ли кто-нибудь из участников зафиксировать изменения – при помощи инструмента автоинформирования на коммуникаторы ответственных сотрудников рассылается актуальная информация, требующая внимания, что повышает скорость принятия бизнес-решений.

Итоги

«Система оперирует показателями всех 20 производственных линий 6 заводов более 100 регионов. Теперь мы можем выполнить тарификацию, учитывая зоны доставки, рассчитать, с какого завода лучше доставлять определенный товар и каким видом транспорта, – рассказывает Татьяна Бертова, директор по развитию производственной системы, руководитель проекта со стороны бизнес-единицы «Каменная вата» корпорации «ТехноНиколь». – Если в предыдущем году у нас была большая проблема с поиском транспортных средств в сезон, то теперь мы имеем возможность заранее подготовиться, спланировать бизнес-процесс или даже оперативно внести коррективы в планы, если на рынке произошли изменения. Мы имеем достаточно жесткие ограничения по отношению к производственным мощностям, а в остальных аспектах мы располагаем большей свободой действия: можем увеличить, если потребуется, складские помещения, расширить парк транспортных средств, усилить штат сотрудников – главное, что теперь у нас есть возможность прогнозировать бизнес-процессы быстро и просто, а также доводить информацию до всех участников цепочки на любом уровне. Кроме того, отчеты, которые формировались на нашем предприятии до проекта, представляли собой отдельные, разрозненные и порой совершенно устаревшие версии таблиц Excel, состыковать которые друг с другом было крайне сложно и трудоемко. Сегодня же вся информация о производственных процессах, а также всей цепочке поставок находится в одном хранилище и у каждого специалиста, принимающего решение самого разного уровня, есть доступ к актуальным данным».


Татьяна Бертова: Теперь у нас есть возможность прогнозировать бизнес-процессы быстро и просто, а также доводить информацию до всех участников цепочки на любом уровне

В ходе проекта была также произведена интеграция с корпоративным хранилищем данных и BI-системой направления по производству каменной ваты для обеспечения отчетности.

Инвестиционные и операционные расходы за период реализации проекта составили 5,7 млн руб. Предполагаемый срок окупаемости внедрения рассчитывался на 1 год, однако проект окупился раньше за счет того, что, благодаря внедренной системе, в сезон предприятие более эффективно использовало складские площади и в момент накопления запасов ему удалось сократить время на переходы производственных линий.

Короткая ссылка