Разделы

Бизнес

Молдова спешит в "Электронную Европу"

Стремительное развитие сектора информационных технологий в Молдове вызвало критическую проблему правового характера, обусловленную необходимостью регулирования отношений между всеми участниками ИТ-сектора, — соблюдения их прав, выполнения обязанностей, а также защиты интересов государства. В первую очередь были созданы новые госструктуры, регулирующие ИТ-политику. Однако последующие действия — инициирование и принятие ключевых нормативных актов в ИТ-сфере — носили во многом показательный характер. В результате основная задача — принятие ИТ-стратегии развития Молдовы — остается нерешенной.

Несмотря на законо- и нормотворческие усилия, национальная ИТ-стратегия развития республики до настоящего времени не принята. В то же время, в отличие от России, необходимость ее принятия признана на государственном уровне.

Переход к информационному обществу

С целью перехода к информационному обществу правительство республики Молдовы разработало адаптивные меры, среди которых на первое место было поставлено создание государственных институтов, наделенных правом разрабатывать и внедрять ИТ-политику в Молдове.

Такими регулирующими органами стали Департамент информационных технологий1 и Национальное агентство2 по регламентированию в области телекоммуникаций и информатики (НАРЭИ).

Примечательно, что востребованность услуг НАРЭИ4 только растет — с каждым годом число выданных лицензий увеличивается в геометрической прогрессии. Так, в 2000 году агентство предоставило 64 лицензии на право деятельности на рынке телекоммуникаций в 2001 г. — 123, а в 2003 г. — 235 лицензий.

В то же время, департамент информационных технологий, отвечающий5 за разработку и проведение государственной политики в области информатизации, стал объединяющим звеном для нескольких государственных структур — главного управления документирования населения, главного управления регистрации транспорта и квалификации водительского состава, главного управления гражданского состояния, государственной регистрационной палаты и государственного предприятия «Registru».

Взаимосвязь государственных институтов,
наделенных правом разрабатывать и внедрять ИТ-политику в Молдове

Взаимосвязь государственных институтов, 
наделенных правом разрабатывать и внедрять ИТ-политику в Молдове

С недавнего времени департамент информационных технологий принимает участие в программе «Электронная Юго-Восточная Европа» в рамках Пакта стабильности Юго-Восточной Европы и представляет республику в Координационном совете информатизации стран СНГ.

Информационное общество нуждается в собственных законах

В течение 90-х годов правительство Молдовы пыталось определить и воплотить в жизнь собственную концепцию государственной ИТ-политики. Создание ИТ-департамента и агентства (НАРЭИ) вызвало инициирование и принятие нормативных актов в ИТ-сфере, правда, скорее показательного характера, так как сроки для их выполнения не были установлены. Более того, государство до настоящего времени так и не определилось с национальной ИТ-стратегией. В то же время, список нормативных актов, регулирующих деятельность сектора информационных технологий, достаточно велик.

Законодательная база ИТ-сектора в Молдове

Дата принятия Название
1069-XIV 22.06.2000 Закон Республики Молдова об информатике
451-XV 30.07.2001 Закон Республики Молдова о лицензировании отдельных видов деятельности
05 30.04.2002 Положение НАРЭИ* о лицензировании в области электросвязи и информатики
16.05.2001 Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на регламентирование обладателями лицензий в области электросвязи и информатики
323 18.03.2002 Постановление правительства об утверждении Положения о тарифах на публичные услуги электросвязи и информатики
17/3 07.08.2001 Постановление НАРЭИ об утверждении Положения о порядке разрешения споров между операторами, а также между операторами и потребителями Национальным агентством по регламентированию в области электросвязи и информатики
28.08.2000 Постановление НАРЭИ об администрировании имен в домене высшего уровня
293-XIII 23.11.1994 Закон Республики Молдова об авторском праве и смежных правах
461-XIII 18.05.95 Закон Республики Молдова о патентах на изобретения
1459-XV 14.11.2002 Закон Республики о распространении экземпляров произведений и фонограмм
985-XV 18.04.2002 Уголовный кодекс Республики Молдова
467-XV 21.11.2003 Закон Республики Молдова об информатизации и государственных информационных ресурсах
1265-XIV 05.10.2000 Закон Республики Молдова о государственной регистрации предприятий и организаций

В то же время, целям поиска приемлемой национальной ИТ-стратегии и направлений ИТ-развития в большей степени отвечают следующие документы.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Постановление правительства республики Молдова об утверждении Концепции информатизации общества и механизма ее реализации (№ 415 от 05.07.1993)
С помощью этого постановления правительство пыталось решить проблему не столько определения самой концепции информатизации общества, сколько создать еще одну платформу для перехода к рыночной экономике (что весьма созвучно аналогичным действиям в России).

Согласно этому документу, все описанные процессы перехода к «новейшему» обществу разделялись на три временных этапа: с 1993 по 1994 гг.; с 1995 по 1997 гг.; с 1998 по 2000 гг. Цели информатизации общества охватывали экономическую, социальную сферы, а также сферу национальной обороны и безопасности государства; задачи ставились следующие:

  • на долгосрочный период — создание основ информатики, необходимых для роста конкурентоспособности экономики Республики Молдова;
  • на среднесрочный период — переориентация развития систем передачи данных, вычислительной техники и информатики Молдовы на уровень развития промышленно-развитых стран; переориентация проектно-исследовательских работ и создание информационной промышленности;
  • на ближайший период — реализация приоритетных проектов и создание технико-организационных предпосылок и норм, необходимых для информатизации общества.

Указ президента Республики Молдова об образовании Совета по информационным ресурсам и информатизации (№ 740-II от 26.08.98)
Совет был создан в целях разработки национальной стратегии информатизации, призванной содействовать созданию информационного общества в Республике Молдова и ее включению в международное информационное пространство5.

Постановление правительства Республики Молдова об утверждении Эскизного проекта информатизации общества в Республике Молдова и механизма его реализации (№ 155 от 06.03.95)
Постановление было принято правительством в целях организации и координации работ по информатизации национальной экономики, создания информационного обеспечения на основе передовых информационных технологий в соответствии с Концепцией информатизации общества.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Здесь подчеркивалось, что информатизация общества в Молдове может быть охарактеризована как неудовлетворительная как количественно (оснащенность компьютерами на душу населения на 10 порядков ниже, чем в развитых европейских странах), так и качественно (отставание на 15 лет в реализации передовых информационных разработок). К этому можно добавить и отставание на десятки лет во внедрении информационных систем органов публичного управления. Цели проекта были если не глобальными, то очень амбициозными:

  • выработка стратегии и политики информатизации в части методов, стандартов, технологий, исследований и разработок в области информатики;
  • содействие переходу экономической системы к рыночной экономике и социально-экономическому развитию посредством создания информационного контекста, соответствующего современным требованиям;
  • совершенствование и улучшение систем управления и отчетности предприятий и организаций;
  • широкое использование информационных технологий в различных областях социально-экономического развития;
  • улучшение, на базе использования передовых ИТ, профессиональных качеств персонала органов публичного управления.

То есть, в идеале, так называемый «Эскизный проект» просто обязан был привести к общей информатизации Молдовы, начиная с 1995 года. (Кроме того, была определена ориентировочная стоимость проекта в объеме 10 млн. 193 тысяч лей.)

Елена Киселева / CNews.ru (Кишинев)


1Департамент информационных технологий появился в 2001 г. с постановлением правительства Республики Молдова (№ 398 от 6 июня 2001 г.) на базе Департамента учета и документирования населения и территориальных отделений учета и документирования населения МВД, главного управления актов гражданского состояния и государственной регистрационной палаты министерства юстиции, главного управления информатики министерства транспорта и связи.

2Национальное агентство по регламентированию в области телекоммуникаций и информатики (НАРЭИ) было утверждено на основании Закона об электросвязи республики Молдова N 520-XIII от 7 июля 1995 г. в целях внедрения стратегии развития сферы электросвязи и информатики, а также обеспечения отрасли благоприятной законодательной базой.

3Основными функциями Агентства по регламентированию в области телекоммуникаций и информатики (НАРЭИ) являются:

  • обеспечение области электросвязи и информатики регламентирующими документами и техническими стандартами;
  • лицензирование деятельности во вверенной области.
В части лицензирования агентство, в том числе, отвечает за:
  • выдачу и введение в действие индивидуальных и общих лицензий;
  • контроль за действиями, направленными против конкуренции в данной области, и противодействие им;
  • утверждение тарифов на публичные услуги электросвязи и информатики.


4В качестве целей департамента информационных технологий были определены:
  • разработка и проведение государственной политики в области информатизации;
  • формирование, хранение и использование государственных информационных ресурсов;
  • создание и внедрение новых информационных технологий, программно-технических комплексов, информационных систем и сетей;
  • разработка нормативно-правовой базы в области информатизации и осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства, относящегося к его деятельности;
  • разработка стратегии развития информационного пространства, государственных программ, выполнение проектов в области информатизации страны;
  • разработка концепции формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и эксплуатации ведомственных и территориальных информационных систем органов публичной власти и управления, а также приоритетных направлений в сфере информатизации;
  • организация информационного обеспечения органов публичной власти и управления, включая создание единой системы электронного документооборота; анализ состояния и тенденций развития национального и международного рынков информационных ресурсов и услуг, средств информатизации и разработку предложений по совершенствованию механизма их регулирования.


5В качестве основных задач Совета по информационным ресурсам и информатизации были определены:
  • разработка рекомендаций и программ в области развития информационных ресурсов и информатизации;
  • разработка предложений по вопросам политики формирования информационно-правового пространства и информационных ресурсов;
  • разработка предложений по обеспечению законодательной базы, необходимой для развития и использования информационных технологий и соответствующей европейским и международным нормам, по общим вопросам;
  • разработка концепции участия Республики Молдова в международном информационном обмене;
  • разработка концепций и методов эффективного использования базы данных для обеспечения государственного контроля за соблюдением финансовой и правовой дисциплины;
  • подготовка и экспертиза проектов нормативных актов президента Республики Молдова в области информации и информатизации;
  • проведение экспертизы программ и постановлений правительства в области информации и информатизации.