Молдова спешит в "Электронную Европу"
Стремительное развитие сектора информационных технологий в Молдове вызвало критическую проблему правового характера, обусловленную необходимостью регулирования отношений между всеми участниками ИТ-сектора, соблюдения их прав, выполнения обязанностей, а также защиты интересов государства. В первую очередь были созданы новые госструктуры, регулирующие ИТ-политику. Однако последующие действия инициирование и принятие ключевых нормативных актов в ИТ-сфере носили во многом показательный характер. В результате основная задача принятие ИТ-стратегии развития Молдовы остается нерешенной.Несмотря на законо- и нормотворческие усилия, национальная ИТ-стратегия развития республики до настоящего времени не принята. В то же время, в отличие от России, необходимость ее принятия признана на государственном уровне.
Переход к информационному обществу
С целью перехода к информационному обществу правительство республики Молдовы разработало адаптивные меры, среди которых на первое место было поставлено создание государственных институтов, наделенных правом разрабатывать и внедрять ИТ-политику в Молдове.
Такими регулирующими органами стали Департамент информационных технологий1 и Национальное агентство2 по регламентированию в области телекоммуникаций и информатики (НАРЭИ).
Примечательно, что востребованность услуг НАРЭИ4 только растет с каждым годом число выданных лицензий увеличивается в геометрической прогрессии. Так, в 2000 году агентство предоставило 64 лицензии на право деятельности на рынке телекоммуникаций в 2001 г. 123, а в 2003 г. 235 лицензий.
В то же время, департамент информационных технологий, отвечающий5 за разработку и проведение государственной политики в области информатизации, стал объединяющим звеном для нескольких государственных структур главного управления документирования населения, главного управления регистрации транспорта и квалификации водительского состава, главного управления гражданского состояния, государственной регистрационной палаты и государственного предприятия «Registru».
Взаимосвязь государственных институтов,
наделенных правом разрабатывать и внедрять ИТ-политику в Молдове
С недавнего времени департамент информационных технологий принимает участие в программе «Электронная Юго-Восточная Европа» в рамках Пакта стабильности Юго-Восточной Европы и представляет республику в Координационном совете информатизации стран СНГ.
Информационное общество нуждается в собственных законах
В течение 90-х годов правительство Молдовы пыталось определить и воплотить в жизнь собственную концепцию государственной ИТ-политики. Создание ИТ-департамента и агентства (НАРЭИ) вызвало инициирование и принятие нормативных актов в ИТ-сфере, правда, скорее показательного характера, так как сроки для их выполнения не были установлены. Более того, государство до настоящего времени так и не определилось с национальной ИТ-стратегией. В то же время, список нормативных актов, регулирующих деятельность сектора информационных технологий, достаточно велик.
Законодательная база ИТ-сектора в Молдове
№ | Дата принятия | Название |
1069-XIV | 22.06.2000 | Закон Республики Молдова об информатике |
451-XV | 30.07.2001 | Закон Республики Молдова о лицензировании отдельных видов деятельности |
05 | 30.04.2002 | Положение НАРЭИ* о лицензировании в области электросвязи и информатики |
16.05.2001 | Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на регламентирование обладателями лицензий в области электросвязи и информатики | |
323 | 18.03.2002 | Постановление правительства об утверждении Положения о тарифах на публичные услуги электросвязи и информатики |
17/3 | 07.08.2001 | Постановление НАРЭИ об утверждении Положения о порядке разрешения споров между операторами, а также между операторами и потребителями Национальным агентством по регламентированию в области электросвязи и информатики |
28.08.2000 | Постановление НАРЭИ об администрировании имен в домене высшего уровня | |
293-XIII | 23.11.1994 | Закон Республики Молдова об авторском праве и смежных правах |
461-XIII | 18.05.95 | Закон Республики Молдова о патентах на изобретения |
1459-XV | 14.11.2002 | Закон Республики о распространении экземпляров произведений и фонограмм |
985-XV | 18.04.2002 | Уголовный кодекс Республики Молдова |
467-XV | 21.11.2003 | Закон Республики Молдова об информатизации и государственных информационных ресурсах |
1265-XIV | 05.10.2000 | Закон Республики Молдова о государственной регистрации предприятий и организаций |
В то же время, целям поиска приемлемой национальной ИТ-стратегии и направлений ИТ-развития в большей степени отвечают следующие документы.

Постановление правительства республики Молдова об утверждении Концепции информатизации общества и механизма ее реализации (№ 415 от 05.07.1993)
С помощью этого постановления правительство пыталось решить проблему не столько определения самой концепции информатизации общества, сколько создать еще одну платформу для перехода к рыночной экономике (что весьма созвучно аналогичным действиям в России).
Согласно этому документу, все описанные процессы перехода к «новейшему» обществу разделялись на три временных этапа: с 1993 по 1994 гг.; с 1995 по 1997 гг.; с 1998 по 2000 гг. Цели информатизации общества охватывали экономическую, социальную сферы, а также сферу национальной обороны и безопасности государства; задачи ставились следующие:
- на долгосрочный период создание основ информатики, необходимых для роста конкурентоспособности экономики Республики Молдова;
- на среднесрочный период переориентация развития систем передачи данных, вычислительной техники и информатики Молдовы на уровень развития промышленно-развитых стран; переориентация проектно-исследовательских работ и создание информационной промышленности;
- на ближайший период реализация приоритетных проектов и создание технико-организационных предпосылок и норм, необходимых для информатизации общества.
Указ президента Республики Молдова об образовании Совета по информационным ресурсам и информатизации (№ 740-II от 26.08.98)
Совет был создан в целях разработки национальной стратегии информатизации, призванной содействовать созданию информационного общества в Республике Молдова и ее включению в международное информационное пространство5.
Постановление правительства Республики Молдова об утверждении Эскизного проекта информатизации общества в Республике Молдова и механизма его реализации (№ 155 от 06.03.95)
Постановление было принято правительством в целях организации и координации работ по информатизации национальной экономики, создания информационного обеспечения на основе передовых информационных технологий в соответствии с Концепцией информатизации общества.

Здесь подчеркивалось, что информатизация общества в Молдове может быть охарактеризована как неудовлетворительная как количественно (оснащенность компьютерами на душу населения на 10 порядков ниже, чем в развитых европейских странах), так и качественно (отставание на 15 лет в реализации передовых информационных разработок). К этому можно добавить и отставание на десятки лет во внедрении информационных систем органов публичного управления. Цели проекта были если не глобальными, то очень амбициозными:
- выработка стратегии и политики информатизации в части методов, стандартов, технологий, исследований и разработок в области информатики;
- содействие переходу экономической системы к рыночной экономике и социально-экономическому развитию посредством создания информационного контекста, соответствующего современным требованиям;
- совершенствование и улучшение систем управления и отчетности предприятий и организаций;
- широкое использование информационных технологий в различных областях социально-экономического развития;
- улучшение, на базе использования передовых ИТ, профессиональных качеств персонала органов публичного управления.
То есть, в идеале, так называемый «Эскизный проект» просто обязан был привести к общей информатизации Молдовы, начиная с 1995 года. (Кроме того, была определена ориентировочная стоимость проекта в объеме 10 млн. 193 тысяч лей.)
Елена Киселева / CNews.ru (Кишинев)
1Департамент информационных технологий появился в 2001 г. с постановлением правительства Республики Молдова (№ 398 от 6 июня 2001 г.) на базе Департамента учета и документирования населения и территориальных отделений учета и документирования населения МВД, главного управления актов гражданского состояния и государственной регистрационной палаты министерства юстиции, главного управления информатики министерства транспорта и связи.
2Национальное агентство по регламентированию в области телекоммуникаций и информатики (НАРЭИ) было утверждено на основании Закона об электросвязи республики Молдова N 520-XIII от 7 июля 1995 г. в целях внедрения стратегии развития сферы электросвязи и информатики, а также обеспечения отрасли благоприятной законодательной базой.
3Основными функциями Агентства по регламентированию в области телекоммуникаций и информатики (НАРЭИ) являются:
В части лицензирования агентство, в том числе, отвечает за:
4В качестве целей департамента информационных технологий были определены:
5В качестве основных задач Совета по информационным ресурсам и информатизации были определены: