Разделы

Бизнес

ИТ-аутсорсинг не выгоден крупному бизнесу

На сегодняшний день основным потребителем услуг по ИТ-аутсорсингу является крупный бизнес. Но экономический эффект от их использования минимален или отсутствует, чаще всего это делается для поднятия престижа. С финансовой стороны передача мероприятий по поддержке ИТ-инфраструктуры сторонним компаниям выгоднее всего сектору СМБ. Что же удерживает "середнячков"?

Заключая контракт на аутсорсинговое обслуживание, компания теряет возможность контроля качества и сроков выполнения передаваемых внешней фирме ИТ-функций. В настоящее время деятельность аутсорсинговых компаний совершенно непрозрачна и точек контроля их деятельности просто не существует. Таким образом, качество и сроки выполнения ими своих обязательств по контракту можно проконтролировать лишь post factum, что практически не позволяет компании осуществлять оперативное планирование, так как о степени и качестве выполнения переданных на аутсорсинг функций до конца отчетного периода можно лишь строить предположения. Это же относится и к календарному планированию комплексов работ, часть из которых передана на аутсорсинг. Определить соответствующие ресурсы времени не представляется возможным.

Для крупных компаний, как правило, содержание собственных специалистов обходится дешевле привлечения аутсорсеров. Этот факт подтвердили и сторонники аутсорсинга. В частности, в компании "Комплексные энергетические системы" вывод ИТ-подразделения в отдельное юридическое лицо привел к пятипроцентному росту затрат холдинга на информационные технологии. В то же время было отмечено, что для этого решения был целый ряд причин, не только экономического характера. Кроме того, руководству аутсорсинговой фирмы (входящей в холдинг) была поставлена задача снизить уровень ИТ-затрат на 15%.

Сотрудники партнера по аутсорсингу, работающие в компании в соответствии с контрактом, подчиняются своему непосредственному начальству, а не руководству компании-заказчика аутсорсинговых услуг. Это может создавать трудности при необходимости проведения каких-либо оперативных действий, например, восстановления работы информационной системы после сбоя. В этом случае компания-заказчик обладает информацией об оптимальной для себя последовательности восстановления функций информационной системы, а сотрудники аутсорсинговой фирмы действуют только по указаниям их собственного руководства. Поэтому наличие в компании сотрудников, выполняющих функции персонала, но подчиняющихся менеджменту внешней фирмы, создает дополнительные риски. Реализация этих рисков может обернуться для компании существенными потерями, возникшими в результате несогласованности действий персонала компании и ее партнера по аутсорсингу.

Допуск к бизнес-процессам компании третьих лиц создает существенные риски информационной безопасности. Эти риски связаны как с возможностью потери информации, так и с возможностью ее разглашения по вине сотрудников провайдера услуг аутсорисинга. Это очень важный фактор, так как даже подписание специального соглашения об ответственности партнера по аутсорсингу за нарушение целостности или конфиденциальности информации компании не является гарантией того, что этого не случится. Как правило, следующие за этим судебные разбирательства, и даже их успешное завершение, не могут компенсировать потери компании. Поэтому сегодня отечественные фирмы крайне настороженно относятся к возможности обработки своей внутренней информации третьими лицами.

Высказывалось также мнение, что привлечение услуг аутсорсинга означает признание компанией своей неспособности сделать это своими силами. Подобная трактовка может существенно подорвать лояльность сотрудников ИТ-службы компании, так как у них могут возникнуть опасения, что с развитием деловых отношений между компанией и провайдером их просто уволят. Это может касаться не только рядовых сотрудников, но и директора компании по ИТ. Несмотря на некоторую необычность подобной точки зрения, она имеет под собой основания и, при определенных условиях, вполне может оказаться преобладающей среди ИТ-персонала компании. Подобное отношение в свое время вызывал, например, внешний аудит информационной безопасности. В таких случаях необходимо правильное стимулирование персонала и соответствующая разъяснительная работа.

Аутсорсинг выгоден для СМБ

Если вернуться к экономической стороне аутсорсинга, то следует отметить, что основная часть дискуссии была посвящена проблемам крупного бизнеса. Поскольку, как уже было указано выше, прямой экономический эффект от передачи функций ИТ-службы на аутсорсинг несущественен или отсутствует вовсе, крупные компании, принимая подобные решения, исходят из каких-то иных соображений организационного или политического характера, а, может быть, и ради поднятия престижа.

В то же время, если ставить вопрос о целесообразности ИТ-аутсорсинга в России вообще, то следует вспомнить о существовании сектора СМБ. Для средних и мелких компаний поддержка собственной информационной инфраструктуры и ИТ-подразделения ведет к существенным расходам, и ИТ-аутсорсинг является для них привлекательным выбором. Это подтверждается растущей популярностью решений, основанных на принципах “Software as a Service” и “On-demand computing” в секторе СМБ за рубежом.

Чтобы стоимость услуг аутсорсинга была ниже затрат на решение соответствующих задач собственными силами компании-заказчика, провайдеру услуг необходимо их оказывать достаточно большому числу клиентов. Тогда «заработает» эффект масштаба, и загрузка оборудования и персонала приблизится к оптимальной. В таких условиях заработная плата сотрудников провайдера будет компенсироваться не одним заказчиком, а несколькими, что, естественно, приведет к снижению стоимости аутсорсинговых услуг для каждого отдельного клиента. Это особенно актуально для среднего и малого бизнеса, хотя должно быть справедливо и для крупных компаний.

Резюмируя, можно отметить, что в ходе обсуждения участники конференции пришли к общему мнению, что аутсорсинг российским компаниям нужен. В то же время, рассматривая возможность частичной или полной передачи функций ИТ-поразделения внешней фирме, компании должны учитывать все перечисленные недостатки модели аутсорсинга и нынешних условий ее реализации в России.

В любом случае, передаче должны подлежать лишь те ИТ-функции, которые не создают конкурентного преимущества компании на рынке. Вторые целесообразнее всего оставить у себя и развивать собственными силами, так как никакой провайдер услуг аутсорсинга не будет так заинтересован в усилении конкурентных преимуществ компании, как сама эта компания.

Сейчас экономические преимущества аутсорсинга сильнее проявляются для представителей СМБ, но в этом секторе пока отсутствует предложение соответствующих услуг. Крупный бизнес чаще прибегает к аутсорсингу, но для него экономические выгоды этой модели не так велики.

Российскому рынку аутсорсинга необходимо развиваться, на нем должна появиться конкуренция, стандарты качества, доступная информация об участниках, крупные провайдеры. В этом случае ИТ-аутсорсинг будет востребован и из объекта дискуссий превратится в инструмент оптимизации бизнес-процессов отечественных компаний.

Сергей Середа / CNews

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153