Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Гостиничное ПО в России: кто есть кто?

Весьма привлекательный и перспективный сектор гостиничного ПО на данный момент изучен мало, и получить адекватную картину распределения сложно, даже оперируя цифрами количества инсталляций: гостиницы сильно различаются по требованиям к системе, различны уровни самих программ. Тем не менее, сформировались лидеры, среди которых как западные бренды, так и отечественные компании. Каждый из них более-менее закрепился в своей нише, и рынок, по мнению экспертов в целом поделен.

"С помощью системы автоматизации можно увидеть не только на чем деньги зарабатываются, но и на чем они теряются. И контролировать персонал",- подчеркивает Барменков. Злоупотребления персонала – серьезнейшая проблема российских гостиниц. Поэтому контроль за денежными потоками часто выходит на первых план. По мнению Барменкова, установка системы ведет к увеличению прибыли до 30% только за счет сокращения издержек от воровства и разного рода махинаций сотрудников. "Масштабы явления огромны, "дырки" тут есть даже у лидеров рынка". Особенно актуальна проблема там, где владельцы "хорошо экономят" на зарплатах. В этом случае персонал даже сложно осуждать, но там, где хозяева уважают сотрудников и платят им адекватную заработную плату, они вправе требовать строгой отчетности. Очень часто владельцы не представляют, как и куда уходят деньги. Если бы представляли, не скупились бы на установку софта.

Москву ни с чем сравнить нельзя

"Рынок автоматизации гостиничного сектора растет очень быстро, быстрее, чем сам гостиничный сегмент, поскольку автоматизируются не только новые, но и реконструируемые и созданные раньше гостиницы", - отмечает Дудин. Но, несмотря на радужные перспективы, пока уровень автоматизации гостиниц в России достаточно низкий. "В среднем - около 20%", - считает Барменков. Вероятность автоматизации сильно зависит от категории отеля. "Если говорить о гостиницах уровня 3* и выше, то тем или иным способом они, как правило, все автоматизированы. Даже в регионах", - комментирует Олег Кудрин, коммерческий директор HRS. Кудрин считает также и что "в том или ином виде автоматизация присутствует в отелях, где больше 20 номеров". Другие эксперты полагают, что такая оценка излишне оптимистична. "Очень много мест, где ничего нет", - говорит Боклан.

Для Москвы и Санкт-Петербурга уровень автоматизации составляет 80-90%. Но, как обычно, "Москву ни с чем сравнить нельзя" - на весь Дальний Восток количество установок от основных игроков рынка – не более 60. Правда, это не значит, что там пользуются только амбарными книгами. "Это может быть и коммерческая разработка, и самописная система, и разработка местной компании", - уточняет Кудрин. Качество ПО, обеспечивающего работу многих гостиниц в России, - это отдельная история.

"Есть локальные версии, развитые в конкретных городах и регионах, шансов пойти дальше у них практически нет", - добавляет Боклан. Из региональных компаний, предлагающих ПО, уровень которого можно как-то сравнивать с продуктами лидеров из Москвы и Питера, а также с западными разработками, эксперты смогли назвать только компанию SunSoft из Краснодарского края, работающую на платформе "1С".

"Тупиковой" называет политику специального написания системы под конкретный отель Саяпин. Хуже всего, когда это делают даже не компании, а конкретные люди, работающие в отелях. Таких продуктов от одного-двух человек, по словам экспертов, в российском гостиничном хозяйстве достаточно много. Как и связанных с этим явлением грустных, но поучительных историй. Например, в компании "Интеротель" рассказывают случаи, когда клиент обратился к ним, "потому что человек, написавший для отеля софт, уехал в Израиль". "Такая зависимость от конкретного человека, естественно, недопустима для серьезного бизнеса, - комментирует Кантор. - Программистов, готовых все написать, довольно много. Может быть, среди них есть и гении, но, боюсь, даже гениальность в данном случае не перекроет опыта и технологий компании, которая функционирует в этом бизнесе не один десяток лет, и на которую работают сотни программистов по всему миру".

Это еще не самое страшное. "Наш основной конкурент, - говорит Барменков - Мicrosoft Office Excel, в котором ведется вселение/выселение. Просто в табличке". Многие проблемы с автоматизацией российских отелей, естественно, упираются в финансовые ограничения. "Для объектов так называемого "советского периода" основной проблемой является финансирование. Из-за нехватки средств зачастую выбор происходит не в пользу профессиональных специализированных АСУ и прилагаемого к ним специального оборудования", - комментирует Дудин. Правда, экономят на автоматизации и гостиницы, позиционирующие себя как отели-бутики.

Великое противостояние

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

"Ставят палки в колеса" разработчикам собственного софта, так же, как и в ресторанном бизнесе, многочисленные решения на базе популярной платформы "". "На базе "1С" сколько владельцев франшизы, столько и версий", – говорит Боклан. Проблемы тут скорее не в самих отраслевых решениях, а в распространенности бухгалтерской программы. "Многие клиенты часто путают бухгалтерские программы и программы автоматизации гостиниц. У нас есть бухгалтерия "1С" - значит, есть автоматизация, думают они. Что-то им, возможно, дописывают", - говорит Барменков. - "Бывает и так, что отель, поставивший у себя "1С–бухгалтерию" и нанявший программиста для ее обслуживания, просит его же написать и "все остальное". Большинство решений на рынке - самописные программы и коробочные версии "1С". "Факт остается фактом – рынок наводнен коробочными решениями", - согласен Боклан.

В защиту коробок встает Алексей Бобко. "К сожалению, некоторые наши коллеги не очень понимают, как устроена система "1С:Предприятие". Сводят дискуссию: "коробка" или "не коробка". Хотя вопрос совсем в другом. Вопрос в том, что содержит решение, и есть ли технологии, которые делают его более гибким. Вопрос не в том, как упакована программа. Пользователю надо дать готовое решение за счет его тиражности и возможности его изменения в соответствии с пожеланиями заказчика", - считает он.

Коробочная версия – это отработанное отраслевое решение, сделанное с учетом специфики функционирования гостиничной индустрии. Тщательно изучив рынок решений на базе "1С", Бобко нашел четыре компании, предлагающие такие продукты. Правда, он может говорить только о решениях, выпускаемых компанией "1С-Рарус": "Синимекс:Гостиница, ред.5" и система управления отелем, созданная на платформе "1С:Предприятие 8", которые установлены уже у 400 клиентов. Бобко считает, что "в отличие от многих наших конкурентов по бизнесу, реализуемые нами программные продукты не разделяются на так называемые решения "лайт" и "проф"". "Покупая наше АСУ (коробку) даже для небольшой гостиницы, в которой будет автоматизировано всего одно рабочее место, клиент получает полноценное решение для управления предприятием, в которое без ограничений включены все модули программы", - говорит он.

"К сожалению, многие игроки рынка автоматизации гостиничных предприятий не понимают, что такое "коробка" и "с чем ее едят", - добавляет Бобко и подчеркивает, что "сейчас на рынке слишком много материалов, откровенно и по большей части несправедливо ругающих решения на базе "".