Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Гостиничное ПО в России: кто есть кто?

Весьма привлекательный и перспективный сектор гостиничного ПО на данный момент изучен мало, и получить адекватную картину распределения сложно, даже оперируя цифрами количества инсталляций: гостиницы сильно различаются по требованиям к системе, различны уровни самих программ. Тем не менее, сформировались лидеры, среди которых как западные бренды, так и отечественные компании. Каждый из них более-менее закрепился в своей нише, и рынок, по мнению экспертов в целом поделен.

Таким образом, можно говорить о высокой степени и достаточно высоком качестве автоматизации (продукты от известных, зарекомендовавших себя компаний) гостиниц в столицах относительно высокой автоматизированности, часто на программах, сделанных "на коленке" для гостиниц, претендующих на 3* и выше, в регионах, и крайне низкой степени автоматизации остальных отелей.

Кто есть кто

Определить доли ведущих игроков на рынке гостиничного софта на данный момент практически невозможно. Судить по количеству инсталляций, информацию о которых компании охотно предоставляют, неправомерно. Сами отели и уровни решений абсолютно разные. Одна инсталляция может означать как систему минимальной конфигурации, внедренную в отеле на 30 номеров, так и автоматизацию огромного сетевого гостиничного комплекса с множеством дополнительных услуг. Так, например, цифру примерно в 350 установок называют как HRS, дистрибьютор Fidelio и Opera. "1С-Рарус" говорит о 600. 270 инсталляций Shelter официально объявляет USC. Понятно, что вполне сопоставимые цифры реально не сопоставимы: для "1С-Рарус" – это количество проданных "коробок".

Лидеры рынка ПО для гостиниц

Продукт (группа продуктов) Год
выхода на российский рынок
Производитель/ Дистрибьютор Страна происхождения Заявленное количество инсталляций по России /в мире
Синимекс: Гостиница
Система управления отелем 1-я Линия;
2000 1С-Рарус Россия/
Москва
600*
Fidelio, Opera 1991 HRS/Micros-Fidelio Software (США) Россия/
Москва/ США
360** /23000
Shelter 2000 UCS Россия/
Москва/
270
Отель 1993 Интеротель Россия
/Москва
250
Эдельвейс/Medallion 1998  

Рексофт.
Система создана в 1995 по заказу цепочки швейцарских отелей, в 1998 вышла в России

Россия/
С-Петербург
170*** / 1000
Epitome Solutions и Core 1998 Libra Hospitality – официальный партнер и дистрибьютор компании SoftBrands, Inc Россия/
Москва/
США
170 / 5000

* "коробочные" версии
** включая СНГ, Балтию, Монголию данные на 2007 год
*** включая СНГ, данные на 2007 год

Источник: CNews Analytics, 2008

Количество инсталляций для еще трех компаний, которые экспертами однозначно признаются ведущими разработчиками или дистрибьюторами западных решений, следующее: Libra Hospitality (дистрибъютер SoftBrands, Inc) – 170; Интеротель - 250 у; Рексофт (АСУ "Эдельвейс/Medallion") — 170. Несмотря на условность оценки, показатели основных игроков на порядок отличаются от количества установок других компаний, занимающихся специализированным ПО. Их всего, по словам Бобко, который проводил исследование в сущности малоизученного пока рынка, около 30. Серьезных – предлагающих решения достаточно высокого уровня – порядка 10. В эту десятку кроме основных лидеров эксперты включают Korston-Hospitality на базе Microsoft Dynamics NAV, компании АВК-Софт "Имиджпоинт", имеющую непосредственное отношение к системе бронирования Amadeus, специализированные продукты для гостиниц компаний "Ининг Бизнес Софт" и "Ист Консепт", а также решения Hoist Hospitality Group. Сюда же, по словам экспертов по решениям "1С", не считая "1С-Рарус", можно добавить и несколько компаний, работающих на этой платформе: "Штрих-М"; "1С: Бухучет и Торговля", Sand Soft в Краснодарском крае.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Что касается западных программ, то, помимо основных решений от HRS и Libra Hospitality, есть и системы, которые приводят с собой гостиничные сети из Скандинавии и Восточной Европы. "Их уровень, возможно, и высок, но маловероятно, что они смогут выйти за рамки своих цепочек", - говорит Саяпин. Есть и темные лошадки. Такие как, например, "Невский портье", специализирующийся на системах для малых отелей. На сайте компании до недавнего времени можно было сказать бесплатный дистрибутив системы. Реальное количество установок здесь оценить невозможно, известно, что где-то такие системы стоят или стояли. В компании говорят, что количество скачиваний было больше 300. Правда, при оценке доли рынка в стоимостном выражении, "Невский портье" точно не оказался бы в лидерах. Но, по мнению экспертов, возможно, такая политика "Невского Портье" - это продуманный PR-ход.

Более показательным (и то с определенными ограничениями) было судить о долях по количеству автоматизированного номерного фонда. Но многие компании не знают или не хотят говорить эту информацию. Показатели в стоимостном выражении также пока не принято афишировать на этом рынке.

Тем не менее, по мнению Саяпина, "рынок поделен, и каждая компания более- менее закрепилась в своей нише". В данном случае, сегменты пересекаются мало, поэтому захватить свой и на нем закрепиться – наверное, самая эффективная стратегия. Главное, чтобы сегмент развивался. В некоторых нишах конкурентная борьба идет активнее, в других - менее".

Екатерина Сирина