Спецпроекты

Дмитрий Шепелявый: Большие данные на службе у здравоохранения

Big Data
Сегодня Большие данные широко применяются в медицине – от диагностики рака до создания электронных медицинских карт. Новые технологии активно внедряются и в России. О них CNews рассказал заместитель генерального директора SAP СНГ Дмитрий Шепелявый.

В далеких 1950-х гг. здравоохранение впервые обратилось к информационным технологиям для обработки больших объемов статистических данных. За многие годы медицинской практики в мире накопилось огромное количество информации, которая при правильном ее использовании может служить человеку. Но как сухие статистические данные, огромные массивы неструктурированной информации превратить в средство помощи? Ответом на эти вопросы стало сформирование законодательной базы для применения ИТ в сфере здравоохранения в Англии и США. Эти системы сбора и обработки информации заложили основу медицинской инфраструктуры будущего.

Сейчас многие частные и государственные учреждения уже активно используют большие данные для создания персонифицированных предложений для своих клиентов. Но актуально ли это для такой отрасли как здравоохранение? Ответ утвердительный! Ведь понимание потребностей пациентов напрямую зависит от того, насколько активно применяются новые технологии в медицине.

Согласно исследованию, проведенному компанией McKinsey&Company в 2014 г., 75% опрошенных пациентов хотели бы использовать цифровые сервисы – вопреки устоявшемуся мнению о том, что большинство населения неохотно обращается к ним при лечении.

Чтобы удовлетворить потребность пациентов в качественном медицинском обслуживании, во многих странах здравоохранение все больше обращается в сторону smart технологий. В Германии, например, уже сегодня благодаря технологиям Больших данных онкологические заболевания либо предрасположенность к ним выявляются по анализу крови пациентов и доноров. В результате своевременной диагностики существенно снижаются затраты государства и самих людей, а также невероятно повышается эффективность лечения. Ведь один из самых главных врагов пациента, запустившего болезнь – время. Обратимся к упомянутой ранее онкологии. Диагностика и подбор нужной схемы лечения может забрать драгоценные минуты, которые так важны в оперативном реагировании при обнаружении злокачественных образований.

В качестве примера вспоминается рассказ коллег из Германии. Доктор Тим Конрад, эксперт по биоинформатике Свободного университета Берлина во время своего визита в Москву рассказывал, как с подобными случаями раннего обнаружения рака работают в Германии: например, у пациента диагностируется рак молочной железы. Доктор знает три разных вида медикаментов для его лечения. Но какой из них более эффективный? С помощью аналитических инструментов для обработки Больших данных специалисты определяют, какое именно лекарство и тактика лечения оптимальны в каждом конкретном случае. Сразу назначается препарат, который подходит больному больше всего. Это существенно облегчит состояние пациента и поможет уйти от метода проб и ошибок, что также позволит снизить затраты государства и самих пациентов на лечение.

Такие примеры звучат вдохновляюще, но кажутся по-прежнему очень далекими от российских реалий. Однако в России также развиваются инновационные проекты в сфере здравоохранения. Так, в Тюменской области впервые в России и СНГ полным ходом идет реализация концепции «умной больницы» в масштабе региона. Благодаря новой информационной системе пациенты смогут самостоятельно записываться на прием к врачу с помощью инфокиоска, который будет стоять в фойе поликлиники, а также через терминалы местного банка и «Тюменской транспортной компании». На основании обращений система формирует расписание работы докторов, ведущих прием пациентов, и позволяет вести электронные медицинские карты на протяжении всей жизни пациентов. Одним нажатием кнопки доктор сможет получить доступ к необходимой информации – от истории болезни и предыдущих врачебных рекомендаций и назначений до случаев амбулаторного и стационарного лечения.

Благодаря новым разработкам качество лечения выйдет на более высокий уровень, предоставляя комфортные условия для пациентов – любой житель Тюмени и Тюменской области сможет попасть на прием к врачу в удобное для себя время. Программа полезна и для медучреждения, поскольку позволит более эффективно управлять всеми отношениями и инфраструктурой, а значит, не только организовать свою работу на уровне мировых стандартов, но и в полной мере использовать информацию об одной из важнейших ценностей – здоровье человека.

С 1-го июня 2014 г. к концепции цифровых взаимоотношений уже перешли врачи и пациенты взрослой травматологической поликлиники, являющейся подразделением «Областной клинической больницы № 2» в Тюмени. Совместный проект Минздрава Тюменской области и компании SAP СНГ – это первой шаг к созданию всероссийской медицинской информационной сети.


Событие месяца

CNews FORUM 2019 прошел с рекордным успехом

- Более 1,5 тысяч гостей     - 100 экспертных докладов   - 50 инновационных стендов

Стратегия месяца

Зачем государство ввязалось в гонку технологических вооружений

Михаил Замыцкий

директор по развитию «Ситилинк»