Разделы

Интеграция Инфраструктура

Дата-центры в России: кто ответит за качество?

Несмотря на востребованность услуг коммерческих дата-центров в России, об активном росте этого сегмента говорить еще очень рано. И дело не столько в кризисе, обострившем проблему финансирования таких проектов. Основным сдерживающим фактором был и остается дефицит качественных сервисов, подкрепленных юридически оформленной в SLA ответственностью сторон. О перспективах развития отрасли, о том, что может подтолкнуть компании к созданию дата-центров, соответствующих ожиданиям клиентов, и что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, CNews рассказал Сергей Лысаков, генеральный директор Stack Group и инициатор создания первой отечественной сети аутсорсинговых дата-центров - Stack Data Network (SDN).

Интервью с топ-менеджером

Сергей Лысаков: Рынок возникнет тогда, когда появятся компании, гарантирующие качество услуг

CNews: Как изменился рынок коммерческих дата-центров за последние несколько лет? Каковы основные отличия?

Сергей Лысаков: Основные изменения, которые претерпел рынок к настоящему моменту, состоят в коренном пересмотре подходов клиента к оценке практической ценности коммерческого дата-центра и в изменении самого состава целевой аудитории, претендующей на данный вид услуг.

Так, в 2006 году, до появления Stack.M1потребность и желание разместить свое оборудование и данные на внешней площадке высказывали, главным образом, небольшие компании, для которых важно было снизить себестоимость собственных ИТ-сервисов. При этом доход от сдачи в аренду места под стойку, юнита в стойке или дискового пространства воспринимался владельцем серверной не более чем сопутствующее направление бизнеса либо элемент лояльности к потребителю основной услуги. Мы в свое время тоже прошли этот этап развития, размещая и обслуживая в 1998-2004 г.г. в своих серверных залах оборудование, необходимое для обеспечения качества наших проектов, связанных с разработкой заказного ПО и реализации локальных сетей передачи данных.

Но мы видели, что не только наши клиенты заинтересованы в том, чтобы разместить свое ИТ-оборудование в специально оснащенных помещениях, где изначально предусмотрены и соответствующая система вентиляции, и защита от перебоев в электроснабжении и т.п.

В 2004 году мы приступили к реализации популярной на западе трех-узловой модели сети дата-центров с уровнем отказоустойчивости 99,98% и начали проектировать Stack.M1. Хотя бытовало мнение, что необходимый для такого проекта масштаб инвестиций в инженерную инфраструктуру оправдан лишь при создании корпоративных центров обработки данных. Да и то при условии, что этот ЦОД принадлежит мощной структуре, работающей на высококонкурентном рынке. Мы же на примере SDN показали, что это не так. Еще на этапе проектирования каждой из трех ныне действующих очередей дата-центра Stack.M1 большинство площадей в серверных залах и резервных офисах были распределены между заказчиками, в числе которых были крупные финансовые, страховые и государственные структуры.

В ближайшее время мы начинаем строительство четвертой очереди Stack.M1 на 250 условных стойко-мест и работаем над проектом коренной модернизации резервной площадки SDN в Пущине.

CNews: По сути дела проект создания SDN стал точкой роста самой компании? А что он дал рынку?

Сергей Лысаков: Мне кажется, не будет преувеличением считать SDN отправной точкой в развитии отечественного рынка аутсорсинга дата-центров, как нового для России направления ИТ-услуг. Об этом свидетельствует целый ряд проектов, инициированных компаниями в столице и регионах. Правда, по совокупности характеристик ни один из ныне заявленных проектов не может серьезно соперничать с SDN – либо масштабы не те, либо уровень надежности.

И все же – лед тронулся. Надеюсь, нам удалось развеять предубеждения и заблуждения как в плане ожиданий от коммерческих дата-центров, так и в плане доверия к ИТ-аутсорсингу в принципе.

Взять, например, традиционный набор аргументов, якобы не позволяющих компании воспользоваться услугами коммерческих дата-центров. Многое из того, что принято относить к этой категории – миф либо результат непрофессионализма клиента и/или аутсорсера. В действительности есть очень небольшое количество компаний, которым отраслевыми стандартами строжайше запрещено передавать какие-либо функции внешним исполнителям. Их – единицы. Во всех остальных случаях клиенту достаточно четко понимать и формулировать свои требования и ожидания от аутсорсингового дата-центра – и все решается на уровне SLA. И вопросы обеспечения безопасности, и особенности эксплуатации оборудования, и режим работы резервных офисов, и сценарии реагирования на внештатную ситуацию, и ответственность каждой из сторон – все эти моменты обсуждаются при подготовке и согласовании SLA, который может занимать десятки страниц (в SDN такой объем – норма). А то, что грамотно организованный аутсорсинг дата-центров позволяет существенно оптимизировать стоимость и надежность владения ИКТ-инфраструктурой, сомнений не вызывает.

ИТ-системы ПФР и московских судов помогают оформить выплаты на детей
ИТ в госсекторе

Еще один миф – наш национальный менталитет. С точки зрения развития рынка ИТ-услуг не существует каких-то специфических российских условий. Они такие же, как в Америке, Европе, Азии - везде. Точно так же в Китае нет ничего сверхъестественного, восточного – они используют те же принципы, так же планируют бизнес-процессы, считают их эффективность. Другое дело, что в России неважно обстоят дела с принятием на себя ответственности за результат своих действий или бездействия. И вот над этим действительно стоит поработать.

CNews: Как вы считаете, что еще препятствует развитию отечественного рынка коммерческих дата-центров?

Сергей Лысаков: Существует несколько основных препятствий. Первое – это объем инвестиций, необходимый для реализации качественного дата-центра. Далеко не всякая компания готова потратить миллионы долларов, в которые выльется строительство отказоустойчивого дата-центра. Помимо этого, чтобы решиться вложить крупную сумму в проект, необходимо понимание рынка – кем он будет востребован, зачем он нужен и, самое главное, когда инвестиции начнут возвращаться.


Сергей Лысаков: Жизнь дата-центра начинается с момента ввода в эксплуатацию

Однако самым главным препятствием, на мой взгляд, является полное отсутствие индустрии, необходимой для развития дата-центров. Сейчас в нашей стране нет ни одной компании, которая готова гарантировать бесперебойную работу сложных инженерных систем, нести ответственность за остановку или сбой системы, короткое замыкание неправильно проложенного кабеля и т.д. Ответственность за обеспечение надлежащего режима эксплуатации инфраструктуры дата-центров очень велика. И для того, чтобы подписаться под этой ответственностью, надо быть уверенным в компетенциях поставщика. Он должен не просто хорошо знать возможности того или иного оборудования, но и отвечать финансово и юридически за качество его эксплуатации в условиях максимальной и минимальной нагрузки. А в России сказать о себе такое могут единицы.

На наш взгляд, рынок возникнет тогда, когда появятся компании, которые смогут гарантировать качественное обслуживание, соблюдать SLA, а также нести ответственность за свою работу. По нашим оценкам, если не принять дополнительных мер, это произойдет через 3-5 лет.

Главное – понять, почему дата-центров, соответствующих ожиданиям рынка, так мало, и что нужно сделать государству для того, чтобы сдвинуть эту индустрию в сторону динамичного развития.

CNews: А как это можно сделать? Что, на ваш взгляд, может стимулировать этот процесс?

Сергей Лысаков: Должна возникнуть критическая масса. А это большое количество аспектов: законы, стандарты, разнообразная поддержка и возможное стимулирование со стороны государства.

Конечно, одна компания, какой бы могучей она ни была, всего не создаст. Сейчас мы являемся лидерами, но есть заинтересованность в том, чтобы рынок развивался. Поэтому мы поддерживаем начинания других компаний и стараемся показать на своем примере, какие ошибки можно сделать и каким образом их избежать. Очень важно, чтобы компании, которые идут "вслед за нами", не злоупотребляли доверием рынка.

Короткая ссылка