Разделы

Интеграция Инфраструктура

Дата-центры в России: кто ответит за качество?

Несмотря на востребованность услуг коммерческих дата-центров в России, об активном росте этого сегмента говорить еще очень рано. И дело не столько в кризисе, обострившем проблему финансирования таких проектов. Основным сдерживающим фактором был и остается дефицит качественных сервисов, подкрепленных юридически оформленной в SLA ответственностью сторон. О перспективах развития отрасли, о том, что может подтолкнуть компании к созданию дата-центров, соответствующих ожиданиям клиентов, и что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, CNews рассказал Сергей Лысаков, генеральный директор Stack Group и инициатор создания первой отечественной сети аутсорсинговых дата-центров - Stack Data Network (SDN).

Как я уже говорил, финансовая проблема стоит достаточно остро, особенно сейчас. В принципе, кредитный ресурс подходил бы для этого идеально, если бы он не был таким дорогим. Если государство несколько изменит свою позицию в этом отношении, поймет, что инфраструктура дата-центров, в общем-то, это основа инфраструктуры не только ИТ, а всего бизнеса в принципе, и будет в состоянии дать правильные кредиты компаниям, которые на этом рынке работают, - это будет прорыв. Я больше чем уверен, что если появится возможность получить кредит под 8 %, новые дата-центры начнут появляться уже завтра. Ну и, безусловно, остается проблема обслуживания. Ведь жизнь дата-центра начинается не с постройки, а с момента ввода в эксплуатацию. Однако если мы будем поднимать этот рынок, то выиграют все, и, в первую очередь, индустрия.

CNews: Какими компаниями и в каких отраслях востребованы коммерческие дата-центы?

Сергей Лысаков: Можно сказать, что практически всеми. Так, финансовый сектор просто не может без них работать. Наши клиенты – это более 200 организаций, 40% среди которых – это финансовые компании, 25% - сектор связи и 18% – услуги.

CNews: А что мешает крупным компаниям построить собственный ЦОД?

Сергей Лысаков: Самое критичное – это время ввода услуги. Чтобы создать собственный дата-центр, нужно все распланировать, закупить оборудование, спроектировать инфраструктуру. На это потребуется не меньше года. За это время ситуация на рынке изменится, компания вырастет и будет требовать совсем других объемов. Кроме того, в течение этого года организация не получает той ИТ-услуги, которая ей нужна, что, безусловно, скажется на основном бизнесе компании. В свою очередь, использование аутсорсингового дата-центра даст компании возможность получить услугу гораздо быстрее. Помимо этого, мало просто построить и оснастить дата-центр – нужно обеспечить непрерывность его работы. А, как я уже говорил, в России сейчас нет специалистов, которые могут обеспечить обслуживание на должном уровне.

На примере опыта эксплуатации SDN могу сказать, что ряд заказчиков, организовавших в наших дата-центрах свои основные и резервные ЦОД, получили недоступную ранее степень свободы в плане наращивания ИТ-инфраструктуры параллельно с развитием основного бизнеса. Для них SDN – точка роста бизнеса.

CNews: Насколько востребована данная услуга в компаниях СМБ?

Сергей Лысаков: Среди наших клиентов достаточно много предприятий среднего и малого бизнеса. Можно сказать, что для них использование услуги дата-центра - это единственная возможность обеспечить не только эффективность бизнеса, а бизнес как таковой. Никакая компания не может сейчас функционировать без ИТ. Совершенно очевидно, что для любой организации CRM и ERP нужны в том или ином виде. И не всегда есть необходимость их приобретать – для развивающейся компании бывает достаточно арендовать какие-то вычислительные мощности, и по мере роста масштабов бизнеса адаптировать их к целям и задачам. Для клиента SDN это значит всего лишь включение в SLA новых услуг (к примеру, по организации удаленного резервного копирования) – в отношении требований к обеспечению безопасности он изначально находится в равных условиях с корпоративными клиентами. В любом из дата-центров SDN многоуровневая система защиты включена в базовый пакет услуг.

CNews: Существуют ли особенные требования, предъявляемые к компаниям, которые хотят работать на этом рынке?

Сергей Лысаков: Конечно. Вся цепочка бизнес-процессов, логически взаимоувязанных с сервисами коммерческого дата-центра, должна быть прозрачной для каждой из сторон, вовлеченных в подготовку SLA. А для этого должны быть четко выстроены все бизнес-процессы.

Еще один момент – наличие документального подтверждения о соответствии параметров дата-центра заявленному уровню надежности. А также сертификатов соответствия качества предоставляемых услуг. Сейчас эти документы еще не является обязательными, но я не удивлюсь, если в ближайшие несколько лет это будет одним из непременных условий вхождения в этот вид бизнеса. И это правильно.

Например, для многих компаний поставщик с сертификатом автоматически попадает в более высокую категорию. Если компания-поставщик уже озаботилась процессом сертификации, значит, она ставит качество на первое место.

CNews: Сейчас все принято рассматривать в свете текущей экономической ситуации. Как вы считаете, не замедлит ли кризис развитие рынка?

В России хотят цифровизировать социальную помощь. Что уже сделано государством?
Интеграция

Сергей Лысаков: Сейчас ничего конкретно сказать нельзя. Безусловно, кризис начинает влиять, однако в полной мере это можно будет ощутить в течение следующего года. Большое число крупных проектов будет отодвинуто – и это касается всех стран, в том числе и России.

Безусловно, в текущей экономической ситуации инвесторы боятся вкладывать крупные суммы, и это несколько отодвинет строительство новых дата-центров.

В свою очередь, спрос на услугу возрастет. Многие компании вынуждены сокращать или даже упразднять свои ИТ-подразделения. А их можно заменить только аутсорсингом. На западе сейчас крупные компании, у которых были большие площадки и отделы, сокращают их и вместе с инфраструктурой передают на аутсорсинг, оставляя только профильный бизнес.


Сергей Лысаков: Если мы будем поднимать этот рынок, выиграют все

Мне кажется, что кризис поможет расставить все по своим местам. Многие из тех, кто с недоверием или опаской относился к возможности использования ресурсов внешнего дата-центра сегодня не имеет иного выбора. Среди клиентов SDN немало тех, кто в прошлом считал аутсорсинг неприемлемым для себя, а сегодня всерьез задумывается над тем, как наиболее рационально использовать преимущества этой бизнес-модели для обеспечения своей жизнеспособности и развития в сложившихся условиях.

В ближайшее время большим спросом будет пользоваться антикризисный консалтинг, который как раз помогает быстро формализовывать и оптимизировать процессы.

Хороший стимул для развития получат, конечно, и другие варианты ИТ-аутсорсинга. Опять-таки при условии ответственного отношения поставщиков этих услуг к обеспечению гарантированного качества заявленных сервисов.

Cnews: Каковы ваши планы на будущее? Что и как вы планируете развивать?

Сергей Лысаков: У нас есть несколько направлений. Безусловно, это новые дата-центры. Мы планируем построить большой дата-центр в Москве и несколько в регионах – в ближайшем Подмосковье, в Санкт-Петербурге, в Поволжье, в Сибири, на Урале.

Еще одно направление – это безусловное обеспечение требуемого уровня качества услуг. Уверен, что весь наш рынок ИТ-аутсорсинга будет двигаться в сторону усовершенствования механизмов разработки SLA. Для того чтобы качественно оказывать услугу, нужно сделать так, чтобы SLA стал стандартом. А это под силу только самим участникам рынка. Только появление подтвержденного SLA, гарантирующего безопасность, надежность и непрерывность предоставления сервиса сможет привлечь к коммерческим дата-центрам действительно массовый спрос.

Ирина Семцова / CNews

Короткая ссылка